Падение цен на продукты объяснили наступлением весны

Продукты в российских магазинах продолжат дешеветь в ближайшие месяцы, однако резкого падения ждать не стоит, считают специалист Экономической экспертной группы Мария Иванова и представитель «Ашан Россия» Мария Курносова. В беседе со «Снобом» они рассказали, что цены падают из-за наступления весны и роста курса рубля, однако серьезное снижение возможно только после отмены санкций против России 

+T -
Поделиться:

Мария Иванова, специалист Экономической экспертной группы:

Несмотря на укрепление рубля никакого масштабного снижения цен ждать не стоит. Цены очень охотно реагируют на факторы, которые толкают их вверх, например, на ослабление рубля. Но крайне неохотно реагируют на его укрепление.

Конечно, мы все равно столкнемся со снижением цен на отдельные товары и услуги, в первую очередь на плодоовощную продукцию, отдельные виды рыбы, сахар. Но коварство ритейлеров заключается в том, что они преподносят это как заботу о потребителе, пытаясь преподать себя в хорошем свете. Снижение цен на самом деле вызвано множеством объективных факторов, укрепление рубля — лишь один из них.

Например, цены на молочную продукцию, фрукты и овощи всегда снижаются в летний период. Поэтому дело не в стараниях ритейла, а в сезонном факторе и курсе рубля. Кроме того резкий и очень стремительный рост цен прошлых месяцев не может продолжаться бесконечно, корректировка цен просто должна была произойти, потому что дальнейшее повышение было бы просто необоснованным. Но если мы возьмем индекс потребительских цен в соотношении к продовольственной инфляции, то не заметим сильной разницы при понижении цен.

Что будет происходить с ценами на продукты в ближайшие месяцы зависит уже не только от поведения рубля, но и от того, будут ли, например, сняты западные санкции к концу года. Если рубль зафиксируется на сегодняшних показателях или будет расти дальше, это приведет к замедлению инфляции. Если рубль в силу разных факторов опять начнет снижение, это не значит, что цены на продукты снова начнут расти небывалыми темпами, как это было зимой. Но причин для пересмотра цен будет существенно меньше.

Все это происходит на фоне резкого падения спроса: средний класс очень чувствительно среагировал на произошедшее подорожание. Это фактор, из-за которого при всем желании нет возможности повышать цены. Продавцы вынуждены идти навстречу, чтобы как минимум сохранить свою долю рынка, даже в ущерб собственной прибыли.

Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия»:

Действительно, на импортные товары, зависимые от курса иностранных валют, в ближайшее время цены могут снижаться. В некоторых категориях товаров, таких как крупы и консервы, изменения уже заметны. Если говорить о свежих товарах, то тут также роль играет сезонность. Например, в свежей рыбе на фоне сезонности и укрепления рубля цены снизились в среднем на 30 процентов по сравнению с декабрем 2014 года.

Если говорить о фруктах и овощах, то здесь пока сложно что-то прогнозировать, но наша компания инициирует переговоры с поставщиками в целях максимального снижения уровня цен. Важно отметить, что цена на овощи и фрукты фиксируется на день заказа, а доставка занимает несколько недель, так как происходит преимущественно морским путем, поэтому изменения цен в зависимости от курса рубля не будут резкими.