В обществе, по крайней мере в российском обществе, о браке принято рассуждать в том смысле, что его всегда очень хотят женщины, а мужчинам вообще-то эти формальности ни к чему. Словосочетание «она его на себе женила» не просто так существует только с местоимением женского рода. Мужчину и в голову не придет в чем-нибудь подобном заподозрить.

Меня это, конечно, чудовищно злит. Настоящий сексизм и вообще свинство.

Теперь, как сообщает австралийская The Sydney Morning Herald, у нас есть научное опровержение этого стереотипа. Смотрите. Пол Фрижтерс, профессор Технологического университета Квинсленда в Австралии, социолог, лауреат специальной экономической премии, которую ежегодно вручают экономистам моложе 40 лет, переосмыслил данные австралийского опроса HILDA (Household, Income and Labour Dynamics in Australia). Это опрос, который проводят с 2001 года в 10 тысячах австралийских семей. Австралийцам задают самые разные вопросы — об изменениях дохода, важных жизненных событиях, о работе, матримониальном положении, политических взглядах и т. д. В том числе ежеквартально просят их оценивать, насколько они удовлетворены жизнью по десятибалльной шкале. Самая частая оценка, которую дают австралийцы, — 8.

Дальше Фрижтерс сделал следующее. Он проанализировал ответы людей, сопоставил их с изменениями, случившимися в финансовом положении людей — такими как выигрыш в лотерею или получение наследства, — и вывел формулу, по которой посчитал, потере или приобретению какой суммы денег равно то или иное жизненное событие. (Здесь можно почитать сам доклад.)

В этом в принципе и состояла главная задача Фрижтерса — дать материальную оценку нематериальным вещам.

Например, если верить калькуляциям Фрижтерса, когда женщина рожает ребенка, она радуется так же, как если бы внезапно получила что-то около 5000 фунтов. А когда мужчина разводится, то расстраивается так, как если бы потерял 17 тысяч.

Но результаты подсчетов подкинули ученому сюрприз. Когда все уже было подсчитано, выяснилось, что мужчины оценивали приобретения и потери куда более эмоционально и «дорого», чем женщины. Вот цифры.

Женитьба

Женщины — +$16 000, мужчины — +$32 000

Рождение ребенка

Женщины — +$8700, мужчины — +$32 600

Развод

Женщины — -$9000, мужчины — -$110 000

Смерть близкого человека

Женщины — -$130 900, мужчины — -$627 300

Болезнь

Женщины — -$50 300, мужчины — -$360 000

Переезд

Женщины — +$2600, мужчины — -$16 000

Даже после того, как Фрижтерс выложил свой доклад в Сеть, а я его прочитала, вопросов осталось много. Столько же «стоит» развод для российского олигарха, сколько для австралийского фермера? Учитывалось ли при оценке стоимости разводов, кто кого бросил? Столько же стоит рождение первого ребенка, как второго, ну и так далее.

Кроме того, в своей научной работе Фрижтерс не дает разбивки на женщин/мужчин. О ней говорилось только в презентации работы, которая состоялась на прошлой неделе в Австралийской академии наук. Так что эти цифры увидели свет благодаря австралийскому экономическому журналисту и блогеру Питеру Мартину, который просто записал их в блокнот во время конференции.

Одним словом, побочным эффектом исследования Пола Фрижтерса стал очевидный перевес оценок в мужскую сторону. Получается, что при женитьбе женщина радуется так же, как расстраивается мужчина при переезде. Невозможно поверить, если честно. То есть или мужчины правда такие впечатлительные, или женщины такие бесчувственные.

Сомнения в такой эмоциональности мужчин возникли не только у меня. Вот, например, что пишет об этом исследовании Кристи Вилкокс, ученый-биолог, ведущая блога Science in Paradise: «Если принимать во внимание то, насколько различается доход мужчин и женщин в Австралии (а разрыв действительно большой, больше даже, чем в некоторых странах третьего мира, таких как Шри-Ланка, например), то можно сделать вывод, что мужчины просто автоматически оперировали большими суммами, оценивая свою удовлетворенность жизнью».

Сам Фрижтерс не берется объяснить, с чем связана такая мужская эмоциональность. Но говорит, что давно известно, что, например, женитьба дает мужчине в смысле счастья гораздо больше, чем женщине.