Все наслышаны об ужасах генной инженерии. О них в иносказательной форме предупреждал человечество еще Корней Иванович Чуковский:

Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята — хрюкать!»

Сейчас это стало реальностью: достаточно пересадить котенку поросячий ген хрюканья*, и страшная сказка станет былью. Традиционалисты полагают, что такой кощунственный эксперимент будет прямым надругательством над замыслом Создателя, Который примерно 6000 лет назад определил, кому суждено хрюкать, а кому что.

С другой стороны, те, кто придерживается научной картины мира, полагают, что ничего страшного в этом нет: все живое на Земле произошло от общего предка, жившего примерно 3 млрд лет назад. Поросята и котята, ген мяуканья и ген хрюканья вышли из одного эволюционного котла. Вся биосфера планеты — родственники, делающие одно общее дело: из воды, углекислого газа и минералов мы синтезируем разные химические вещества. Пчелы делают мед, змеи — яд, Penicillium chrysogenum — нужный всем пенициллин. Так что нет никакого греха в том, чтобы нам по-родственному обменяться нужными для этого генами. Например, четверть века назад люди поделились с дрожжами своим геном инсулина, и теперь эти дрожжи производят инсулин на благо нашим человеческим диабетикам. Вряд ли этот факт так уж злит Всеблагого Создателя, даже если Он есть.

Дрожжи с геном инсулина — это уже история, а вот недавно исследователи из Техаса во главе с доктором Эдвардом Маркоттом поставили еще более сногсшибательный опыт. Они заменили около 200 генов дрожжей похожими на них генами человека. И дрожжи признали наши гены: все эти штаммы были вполне жизнеспособными. Это при том, что наш с дрожжами общий предок жил этак с миллиард лет назад; тем не менее дрожжи прекрасно помнят родство. При этом известно, что схожие гены выполняют у нас и у них совершенно разные функции. К примеру, ген, управляющий у людей ростом кровеносных сосудов, у дрожжей отвечает за реакцию на стресс.

Итак, созданы дрожжи с генами людей. Это страшно? Нет, это обычные дрожжи, и они не собираются конкурировать с нами за господство над Вселенной. Зато другие дрожжи вполне способны причинить человечеству беспокойство.

Вот, к примеру, есть такое растение — опийный мак. Оно умеет производить из воды и углекислого газа вещества, которые скоро и по имени-то называть будет запрещено. Но пока можно, назовем: это опиаты, из которых злые люди делают никому не нужный, вредный героин. И вот сразу три группы исследователей (1, 2 и 3) собрали все гены, нужные для синтеза этих кошмарных опиатов, и ввели их в дрожжи. Тем самым плантации опийного мака вот-вот станут ненужными: опиаты можно будет производить примерно таким способом, как в России испокон веков делали брагу. Досужие умы даже подсчитали производительность этого процесса: в одной чайной ложке чудо-напитка будет содержаться 2–3 дозы. Заметьте, что требуемые генно-инженерные манипуляции для обученного человека не составляют большого труда: при желании можно воспроизвести их на обычной городской кухне.

Исследователи переполошились и сами потребовали поставить эти работы под строгий контроль: мол, подсадить человечество на дешевый героин не входило в наши планы. Может, еще и не поздно.

Может ли генная инженерия породить что-то еще более страшное? Да запросто. Вот, например, группа биологов из Гарварда и Йеля заинтересовались вопросом: чем птички отличаются от динозавров. Их внимание привлекли гены Fgf8 и Lef1. У всех зверюшек, имеющих обычную морду с челюстями, включая нас и динозавров, эти гены работают только в двух небольших группах клеток зародыша. На этом месте потом развиваются челюсти. А вот у птиц гены активны в довольно большой и единой группе клеток, и потом на этом месте вырастает клюв.

Стало быть, рассудили исследователи, если заставить птичьи гены работать так, как они работают у зверюшек, мы получим птичек с динозаврьими мордами. И сделать это теперь — дело техники. Следите за ресторанными меню, чтобы не пропустить первого динозавра-табака...

...Впрочем, тут нам приходит в голову леденящая мысль: мы уже очень давно покупаем в магазинах БЕЗГОЛОВЫХ бройлеров, и кто знает, что там у них было на месте клюва. Таким образом, ваша паранойя по поводу генно-инженерных исследований получила сегодня новые научные подкрепления. Не в этом ли цель наших научно-популярных заметок?

* Примечание: это художественное преувеличение. Такой ген пока неизвестен, и сама манипуляция выходит за пределы сегодняшних возможностей биотехнологии.