Вадим Рутковский: Сажайте, и вырастет
Cмертным, входящим в сад в темное время суток, предписаны суровые правила – великий и ужасный дресс-код, гораздо более суровый, чем ограничения, накладываемые мировыми религиями. Женщина в джинсах и с непокрытой головой может оказаться внутри православного храма, женщина без каблуков внутри вечернего Гран Театра Люмьер – никогда. На 68-м фестивале разыгрался пикантный «каблучный скандал»: охрана не пустила на премьеру ретромелодрамы Тодда Хейнса «Кэрол» дам без каблуков, в связи с чем съемочная группа другого конкурсного фильма – «Убийцы» (или «Сикарио») – в мужественном лице режиссера Дени Вильнева и актера Бенисио Дель Торо – пообещала явиться в зал на протестных каблуках. Видимо, парни не нашли обуви подходящего размера – дальше слов дело не пошло. Фестивалю же шум на пользу: он кичится высокомерием, которое давно стало правилом игры. А в истории остаются фильмы.
68-й каннский смотр завершился победой французского режиссера Жака Одиара – автор «Читай по губам», «Ржавчины и кости» и «Пророка» получил «Золотую пальмовую ветвь» за «Дипана», фильм без звезд (второплановую роль – криминального авторитета с браслетом-«маячком» на ноге – сыграл Венсан Роттьер, единственный узнаваемый участник актерского ансамбля), на грани между остросоциальной драмой и триллером. Одиар – всегда драйв, здорово придуманная и лихо изложенная история; при всей внятной социальности – больше о внутренних демонах, которых окружающая среда лишь будит ото сна. Новый герой Одиара Дипан – боец, воин, участник подпольной террористической организации «Тигры освобождения Тамил-Илама» – бежит из Шри-Ланки во Францию, прихватив «поддельную» жену и дочь: семья – бонус для получения вида на жительство. В парижском пригороде, где Дипану предоставляют социальное жилье и место консьержа, все – фальшивка, включая мирную жизнь. Тишь и гладь субурбии – мираж, европейское благополучие – потемкинская деревня, и навыки уличной герильи пригодятся Дипану, когда парижское предместье запылает огнем. В фильме, больше похожем на притчу о тотальной войне, которую не остановить даже слону Ганешу, богу преуспевания и мудрости, навещающему Дипана в черно-белых снах, жюри (возглавляли его братья Коэн) увидело и бытовую правду, и метафизический гротеск. А еще Одиар отлично скрещивает классику, то бишь старомодно добротный сценарий, с современностью, которой очень подходит пульсирующий электронный саундтрек Николаса Джаара, смешивающий музыкальные культуры в молотов-коктейль.