Вадим Рутковский: Сигарев-герой и первые итоги «Кинотавра-2015»
Все началось с того, что подлый грек дважды выбросил из окна свою русскую любовницу Ирку; второй раз — после того как Ирка с сеструхой пришла мстить негодяю за первое падение. Ирка сломала копчик, пришлось скорую вызывать, в результате чего Иркина двоюродная сестра Лена Шабодинова, всего неделю как перебравшаяся из уральских тегулей в большой город Екатеринбург, оказалась за много километров от ларька на улице Торфорезов, куда собиралась устроиться продавщицей, аж за 15 тысяч рублей в месяц. «Страна Оз» — одиссея Ленки в канун Нового года и 1 января по, в общем-то, волшебной стране, населенной, правда, исключительными упырями. Удивительное дело: герои и среда не отличаются от героев и среды двух предыдущих фильмов Василия Сигарева, жестоких и трагичных «Волчка» и «Жить», от героев и среды его пьес, самая известная из которых, наверное, «Пластилин», по ней свой первый — эпохальный — спектакль в Москве ставил Кирилл Серебренников; это жесть как она есть, русская жизнь без прикрас. И при этом «Страна Оз» — настоящая новогодняя романтическая комедия, с правдоподобно счастливым финалом. Грязная и нежная — кажется, только Сигарев умеет так, нимало не заблуждаясь насчет сограждан, без розовых очков, с кровью и дерьмом, снимать о людях, которые про Навального слыхом не слыхивали, о мире, где насилие — бытовая безделица, о счастье жить даже там, где жизнь приобретает изуверские формы. Есть в комедийном преображении что-то и от психотерапии: если ничего с этой многовековой культурой повседневной жути не сделать, остается смеяться. Фильм продолжает и такую домашнюю, душевно-советскую традицию новогоднего капустника — Сигарев придумал отменные маленькие роли для Евгения Цыганова (водитель под бутиратом, отпускающий одну из ударных реплик: «Сникерс хочу»; что в ней смешного, поймете, когда посмотрите), Инны Чуриковой (интеллигентная мать выводка «диванных воинов» — четырех половозрелых жлобов, тиранящих всё, что движется), Владимира Симонова (старый бард, подкаблучник и тихий извращенец, грезящий тантрическим сексом), Юлии Снигирь (гламурная фифа, от слишком хорошей, видимо, жизни соглашающаяся претворить в жизнь одно больное копрологическое желание), Алисы Хазановой и Дарьи Екамасовой («Снегурочки»-проститутки в обезьяннике); мэру Евгению Ройзману тоже нашлось место в этом снежном карнавале (он сыграл себя). В главных же ролях — нестареющий бес Александр Баширов, соавтор сценария Андрей Ильенков (дуэт их запойных героев — старых армейских товарищей — напрасно дожидается в ларьке потерявшуюся черт знает где Ленку), Гоша Куценко (экстремал с собачкой от покойной жены — главный романтический герой) и Яна Троянова. Без нее «Страна Оз» была бы невозможна: Яна играет не просто добрую и безотказную девчонку из провинции, она играет новую Кабирию — молчаливую, доверчивую, чуть блаженную святую наших дней. И в каком-то смысле «Страна Оз» — один из неснятых фильмов Федерико Феллини, чья тень возникает и в кадре с огромным белым кораблем-призраком, выплывающим из-за панельных многоэтажек. Сигарев — драматург с идеальным слухом на слово: фонетика «Страны» захватывает не меньше истории, смешит не меньше гэгов, и будет преступлением, если из-за антиконституционного закона «против мата» фильм «запикают» в широком прокате. Но главное в нем — даже не великолепные диалоги, но «чистое кино»: молчаливые сцены с растерянной, испуганной, прекрасной и счастливой Леной-Яной; просто благодать!
«Страна Оз» почти буквально вернула меня к жизни: конкурс полного метра в этом году не то чтобы очень (правда, я пропустил показанных в первый день «Ангелов революции» Алексея Федорченко), а конкурс короткого — полный провал, не больше десяти достойных фильмов, а это меньше половины программы из 22 работ. Притом что — вы сами это наверняка понимаете — короткометражных фильмов снимается много, очень много, и у «Кинотавра» все еще остается неписаное «право первой ночи»: любой короткий метр несут сюда на блюдечке. Продолжая посудно-кухонные ассоциации, скажу, что получилась плохо перевариваемая каша с непонятными комками, варево без мысли, концепции, структуры. Но главный приз достался очень хорошей картине — уверенной и внятной драме Кирилла Плетнева «Настя» (с удовольствием напомню, что первый фильм Плетнева — «Происшествие» — участвует в нашем проекте «Кино на “Снобе”»). Жюри Игоря Толстунова предпочло серьезные и хорошо сделанные работы о боли и прощении: спецпризы достались «Кире» Владлены Санду и «Возвращению Эркина» Марии Гуськовой. Выбор понятен, но мне обидно за виртуозные фантастические фильмы — лирическую антиутопию Аксиньи Гог «Путешествие Федора по Москве начала ХХI века» и похоронную комедию Никиты Тамарова Portfolio. Режиссеры будущего!