Василий Сопромадзе о причинах ненависти к начальству

Исследование настроений наемных работников показало, что каждый сотый россиянин любит свое начальство, каждый двадцать пятый — ненавидит его. Опрос проводился порталом Superjob.ru по заказу газеты «Ведомости»,  результаты появятся на сайте Superjob.ru в ближайшие несколько дней.

+T -
Поделиться:
Подробнее

Из опрошенных 2300 работающих жителей страны старше 18 лет 13% признались в том, что симпатизируют своему начальству. 31% относится к нему равнодушно, 40% испытывают уважение к руководству. Меньше всего работников, уважающих начальников, среди молодежи до 23 лет (37%). Больше всего — среди сорокалетних (45%) и тридцатилетних (42%) россиян. Низкооплачиваемые сотрудники (с окладом до 15 тысяч рублей) реже говорят о своем уважении к начальству, чем те, кто зарабатывает больше (45 тысяч рублей), — 38% и 42% соответственно.

Любовь к начальству и ненависть к нему характерны соответственно для 1% и 4% опрошенных.

Женщины вдвое чаще мужчин влюбляются в своих руководителей (2% против 1%). А вот ненавидят начальников представители обоих полов одинаково. Чаще всего сильные отрицательные чувства к руководителю испытывают молодые люди до 23 лет (7%) и работники старше 50 лет (5%). Среди тридцати- и сорокалетних таких набралось лишь 2%.

11% опрошенных признались, что испытывают к своему начальству другие эмоции: восхищение, доверие, снисхождение, сочувствие, умиление, удивление, непонимание, разочарование, жалость, недоверие, презрение, брезгливость, раздражение. Женщины говорят обо «всем спектре чувств, которые проявляются в зависимости от обстоятельств».

Опрошенные «Ведомостями» топ-менеджеры ряда российских компаний сходятся на том, что сильные эмоции — положительные и отрицательные — вредят работе. Подчиненные должны уважать начальство, считают они, а не любить или ненавидеть его.

А комментирующий итоги исследования доцент Московского института психоанализа Владимир Файзинберг предупреждает, что дружеские чувства между начальником и подчиненным не полезны для бизнеса. Они могут вредить эффективной работе и отрицательно влиять на климат внутри коллектива.

Василий Сопромадзе

   По моим ощущениям, процентов 90 работников ненавидят свое начальство. И многие руководители этого заслуживают из-за абсолютно индифферентного отношения к своим людям. Они просто плюют на интересы работников.

Если же подчиненные, по крайней мере те, которые каждый день контактируют с руководителем, не уважают этого руководителя, то ничего хорошего ни для компании, ни для них самих не будет.

От уважения зависит характер отношений между руководителем и работником. Если сотрудник подчиняется вышестоящему начальству потому, что он его уважает, — это хорошо, а если потому, что ему все равно, что бы ни говорили, только бы платили хорошую зарплату, — это плохо. Но людей, которые работают с таким настроением, все-таки меньшинство. Потому что люди понимают, что если компании будет плохо, то и зарплаты их будут меньше и никто эти зарплаты выдавать не будет.

А насчет симпатий и антипатий я согласен с ученым. Никаких сильных эмоций не должно быть. Только уважение. Уважение — процентов 80 и страх — процентов 20.

Но и с хамами работать нельзя, даже если хам — умный и толковый человек. Ведь хама уважать не за что.   

Комментировать Всего 7 комментариев

По моим ощущениям, процентов 90 работников ненавидят свое начальство. И многие руководители этого заслуживают из-за абсолютно индифферентного отношения к своим людям. Они просто плюют на интересы работников.

Если же подчиненные, по крайней мере те, которые каждый день контактируют с руководителем, не уважают этого руководителя, то ничего хорошего ни для компании, ни для них самих не будет.

От уважения зависит характер отношений между руководителем и работником. Если сотрудник подчиняется вышестоящему начальству потому, что он его уважает, — это хорошо, а если потому, что ему все равно, что бы ни говорили, только бы платили хорошую зарплату, — это плохо. Но людей, которые работают с таким настроением, все-таки меньшинство. Потому что люди понимают, что если компании будет плохо, то и зарплаты их будут меньше и никто эти зарплаты выдавать не будет.

А насчет симпатий и антипатий я согласен с ученым. Никаких сильных эмоций не должно быть. Только уважение. Уважение — процентов 80 и страх — процентов 20.

Но и с хамами работать нельзя, даже если хам — умный и толковый человек. Ведь хама уважать не за что.

В свое время мне пришлось работать в Goldman Sachs где черезвычайно серьезно (даже по сравнению с другими Американскими корпорациями) относятся к системе '360 reviews'. Раз в год все работники компании обязаны написать отзывы о 15-20 работниках. При чем писать можно только о тех людях с кем непосредственно работаешь и обязательно надо написать о начальниках. Система эта прекрасно работает для установления доброжелательных отношений начальства с подчинеными. Если подчиненым нахамишь, они про тебя такого напишут в отзывах, что ты никогда уже людьми управлять не будешь.

Есть такая книжка «Как общаться с невыносимыми людьми». Там проведено исследование, которое показывает, что когда начальство устанавливает именно эмоционально-личные отношения с коллегами и когда коллеги испытывают ответное чувство к начальству, то дело от этого чрезвычайно выигрывает. Это не просто хорошо, не просто гуманно, не просто вдохновляюще — общаться начальнику с подчиненным полюбовно, а это еще и чрезвычайно, как выясняется, прагматично, потому что тогда компания делает хороший шаг вперед в своей основной деятельности.

Это заблуждение, которое существует на Западе, о функционально-ролевых отношениях на работе. На Востоке преобладают родовые отношения, там начальник — буквально отец родной. А Россия находится как раз между Западом и Востоком и, как всегда, не может найти свой путь. А свой путь заключается в установлении содружества. Не просто кооперации, не просто ролевого соответствия, а именно содружества между начальником и подчиненным.

Есть такой психолог Зозуль, когда-то защищал диссертацию под руководством моего отца. Диссертация называется так: «Авторитет подчиненного в глазах начальника». И вот он как раз показывал, что если начальник проявляет пиетет по отношению к своему подчиненному, то дело от этого выигрывает.

Есть три рода отношений между начальником и подчиненным. Первое – это авторитет. Второе – это референтность, то есть ценностно-когнитивная значимость начальника в глазах подчиненного. И есть аттракция, привлекательность. В хороших группах, коллективах, командах начальник обладает властью авторитета, а не авторитетом власти. Кроме того, он реализует все эти три типа отношений – отношения авторитета, отношения референтности и отношения привлекательности. Естественно, что эта привлекательность должна быть взаимной.

У меня такое впечатление, что в России начальники смотрят на подчиненных по-западному, а подчиненные на начальника — по-восточному, пытаясь найти буквально родительскую фигуру, а родительская фигура всегда внушает амбивалентные чувства — это и обожание, и отторжение. Некоторые развивают одну линию, некоторые другую, а далее все остальные — смешанную.

Очевидно, вы говорите про эту книжку Ведь не про эту же, правда?

Вадим, в моем опыте работы на Западе никто в этом не заблуждался. Одно время мой начальник сидел в Лондонском оффисе, а я в Нью-Йоркском, так что позволю себе говорить о Западе в целом, а не только об Америке. Отношения между начальником и подчиненым всегда эмоционально-личное. Установление содружества между начальником и подчиненым - это никак не свой Российский путь. 

Русские работающие на Западе имеют репутацию людей нетерпимых, с резкими мнениями, которым ничего не стоит объяснить кому-то, что он дурак, и не особенно желающими считаться с точкой зрения других. В начальники таких не ставят. Приходится себя очень долго переламывать, вместо фраз типа "Ты не прав" использовать "Мне кажется что возможен другой подход к решению проблемы." Вот Русские начальнике в России не особенно стараются себя пересилить таким образом, а народ обижается ровным счетом так же как на Западе на это обижаются.

Мария, я не согласна, что на Западе русские имеют репутацию людей нетерпимых. Наверное это зависит от области в которой работаешь.

Чем меньше организация, тем отношения дружественней и более продуктивны, поскольку меньше политических игр и все более концентрированы на выживании компании, а не продвижении по службе. Поэтому все относятся друг к другу с уважением. Таков мой опыт и как начальника, и как подчиненного в Канаде.

Я, скорее, соглашусь с Марией. Хотя, пожалуй, здесь два определяющих фактора. Во-первых, русский менталитет - дипломатия у нас не в крови. А во-вторых, опыт. Русские люди, добившиеся чего-либо на Западе, скорее более умны и целеустремленны нежели некоторые их местные коллеги, так как они как минимум прошли через процесс эмиграции и карьеру строили на неродном языке. В результате, очень не хочется полчаса объяснять идиоту, что он идиот, если для этого вполне достаточно пары минут.

В небольших развивающихся компаниях это, как правило, легче сходит с рук, особенно, если ты хороший специалист. Нет времени, все делают общее дело и идут к общей цели, все в курсе, что ничего личного. В больших же конторах пропасть между начальником и подчиненным формально гораздо больше, поэтому и отношения поддерживаются более официальные и вежливые, вне зависимости от того, кто что думает.