Вадим Рутковский: «Пиксели» объявляют Земле войну. Голливуд выступает с миротворческой миссией
Формально «Пиксели» — римейк французского мультфильма, в котором выбравшиеся из старого телевизора персонажи 8-битных видеоигр за две с половиной минуты расправляются с Землей. Команда Криса Коламбаса, душевного голливудского профи, дополнила визуальную находку французов полноценной и неглупой — даром что с крепкой дозой здоровой придури — историей. В 1982-м Сэм Бреннер проиграл на детском чемпионате мира по аркадным видеоиграм: первое место отхватил хитрый карлик по прозвищу Огненный Бластер, опередивший Бреннера в схватке на «Данки Конге», единственной игре, шаблон которой Сэм не смог разгадать, потому что на уровнях, следующих за 20-м, шаблона не было.
В наши дни Бреннер в оранжевых шортах и с дурацкой дежурной улыбкой устанавливает домашние кинотеатры — лузер, как и все его друзья-аркадники. Хотя нет, не все: Уилл Купер, получивший прозвище Чуи в честь мохнатого Чубакки, даже выбился в президенты. Хотя нет, все — и президент Купер не исключение: избиратели всё больше смеются над ним. У поколения, чье детство пришлось на 1980-е, есть повод предаваться сладкому мазохизму и считать себя прекрасными неудачниками. Но ненужные люди с ненужными навыками игры в «Пакмена», «Галагу» и «Змейку» оказываются героями, когда на землю нападают инопланетяне в обличье Пакмена, Галаги и Змейки: видеозапись того самого чемпионата 1982 года, отправленную в космос, там приняли за объявление войны и теперь вызывают землян на бой.
В «Пикселях», на мой вкус, идеально всё. Микс экшна с ностальгией по 1980-м. Шутки. Пацифистский посыл — «ястребы» войны и «сильные политики» также тупы, как в «Докторе Стрейнджлаве» и любой другой прогрессивной сатире. Актерское взаимодействие — в дуэте Адама Сэндлера (Бреннер) и Кевина Джеймса (Купер) есть та практически семейная слаженность, которую на прошлой неделе являли гастролировавшие со спектаклем «Ложное признание» Изабель Юппер и Луи Гаррель (есть и российский аналог — Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, но пример с Юппер и Гаррелем мне нравится больше). Фантазия — она не по-голливудски разнузданна, практически конгениальна Павлу Пеппершетейну и Сергею Ануфриеву, столкнувшим в «Мифогенной любви каст» людей и сказочных героев; в иные моменты «Пиксели» окончательно слетают с голливудского конвейера в пространство веселого визуального безумия (такое встречается в японской анимации, и, видимо, не случайно среди действующих лиц появляется в хорошем смысле слова чокнутый японский профессор, прародитель Пакмена). Даже русский дубляж на редкость хорош: «майамибический университет» — разве не гениально?
Поверх основного текста, как вишенка на торте, есть в «Пикселях» еще один трогательный момент: чисто американская ностальгия оказывается, в общем, универсальной. В позднем СССР, конечно, не было мегамоллов с гигантскими резервациями видеоразвлечений, но и в наши скромные «Детские миры» ходили ради игровых автоматов — «Скачек», «Ралли» или «Морского боя», требовавших вместо четвертака пятнадцать копеек. Устраивать не то что чемпионаты мира, но даже районные состязания в этих играх было бы нелепо в виду предельной их простоты, да и в космос что ни попадя не отправляли, однако мания посланий потомкам захватывала и советских людей 1980-х: ребенком я видел не одно торжественное замуровывание в гранит «капсулы времени». А имя режиссера, тезки Христофора Колумба Криса Коламбаса, я запомнил с момента появления первого видеомагнитофона, почти нон-стоп воспроизводившего комедию «Один дома». И после этого попробуйте проныть, что американская культура нам чужда. Такие нытики нам точно чужды, а какой-нибудь Кьюберт — роднее не придумаешь.