Александр Бузгалин, директор Института социоэкономики МФЮА:

Если происходит скачок, не нужно поддаваться панике. Хранить деньги лучше в трех разных валютах, а вкладывать в здоровье или образование. В крайнем случае — в недвижимость. Если у вас что-то есть, купите кусочек земли или квартиру в Урюпинске. Или в Лондоне, если денег очень много. Не пытайтесь их сберегать, это только испортит вам нервы, если вы не профессиональный финансовый игрок.

Колебания курсов валют — это закономерность. Мировой финансовый рынок подвержен краткосрочным воздействиям любых политических и геополитических изменений. Так было накануне кризиса 2007-2008 годов, так остается до сих пор. Мировой рынок сейчас принципиально нестабилен, он находится под постоянной угрозой нового финансового кризиса. Предыдущий удалось заглушить большими государственными вложениями из бюджета. Тогда в перенакаченном финансовом пузыре образовались огромные прорехи, и их не надо было латать, нужно было просто спустить газ. Теперь шар опять перекачен и свистит.

В России на курс очень сильно влияет информация от инсайдеров. Интервенция Центробанка на валютном рынке, слухи о сокращении процентной ставки или о возможности закрытия крупных банков — все это может изменить курс. У государства есть возможности, чтобы регулировать рынок и не допускать сильных колебаний. Но не все уверены, что государство вовремя предпримет нужные шаги. Бывает, власти бездействуют и этим провоцируют настоящий обвал рубля, как это было в декабре.

Если полгода назад был период стабильности, то сейчас рубль очень изменчив, и никто точно не скажет, чем вызваны скачки доллара и евро. Скорее всего, виновата паника: в конце июля прошло много неподтвержденной информации, что в августе регулирование валютного курса ослабят по всем косвенным параметрам. Все ожидали, что рубль упадет, к тому же на нефтяном рынке сейчас временный негативный тренд. Многие финансовые игроки пытаются предотвратить падение собственных доходов и начинают скупать доллар, если он растет. Возникает повышенный спрос на валюту, а значит, растет и курс.


Виталий Бушуев, генеральный директор Института энергетической стратегии:

Скачок нефти на пять долларов вверх или вниз — это вполне естественный процесс, а то, что с начала августа сырье дешевело, не было неожиданностью — это многие предсказывали. Сейчас все напряжены: ждут, когда появится иранская нефть, да и к тому же в России и других странах производство нефти растет и наблюдается ее переизбыток. Нынешнее понижение — отчасти психологическое: все услышали, что в Америке увеличиваются запасы нефти, а значит, надо сбрасывать фьючерсы. А игроки на этом рынке крупные, оперируют большими объемами фьючерсов, поэтому и суточные колебания в пределах пяти долларов стали естественными. Связь между курсом валют и ценами на нефть тоже остается прочной, правда, трудно установить, где причина, а где следствие, но коррелируют они довольно прочно.

Так что сейчас ничего экстраординарного не происходит, а вот что будет к концу года, пока трудно сказать. По нашим прогнозам, нефть должна резко пойти вверх. В любом случае, даже если прогноз не оправдается, ниже 45 долларов она упасть не должна. Ожидание того, что появится иранская нефть, уже не должно сильно ни на что влиять, оно сыграло свою роль: цена на сырье с 63-65 долларов упала до 55. Так что сейчас тревожиться не о чем.