Александр Бакланов /

Павел Дуров обвинил «ВКонтакте» в трусости и вредительстве

Основатель «ВКонтакте» Павел Дуров раскритиковал руководство социальной сети, которое начало блокировать ссылки на Instagram. До «ВКонтакте» такого не делала ни одна социальная сеть, заявил Дуров в четверг, 6 августа, в комментариях к записи разработчика Олега Илларионова

+T -
Поделиться:

«Отключение ссылок на Инстаграм в ВК представляется важной психологической вехой, которая знаменует новый этап развития ВКонтакте — трусость и вредительство приходят на смену инновациям и уверенному технологическому превосходству», — написал Дуров.

Отключение ссылок на сторонний продукт, считает Дуров, может привести к тому, что «все пользователи внезапно уйдут в Инстаграм». По его мнению, «ВКонтакте» может потерять занимаемую нишу, когда соцсеть воспринимают как «точку входа в контент» (выдержки из речи Дурова опубликованы ниже).

Соцсеть «ВКонтакте» начала отключать ссылки на Instagram 3 августа. Под блокировку попали ссылки на отдельные записи или аккаунты, однако она не затронула фотографии. Некоторые связали действия соцсети с запуском мобильного фотоприложения Snapster, которое в июле выпустила компания «ВКонтакте».

Павел Дуров о блокировке ссылок Instagram

Выборочная деактивация ссылок на конкурента (в данном случае, на Инстаграм) — это беспрецедентное в мировой практике явление. Ни одна глобальная социальная сеть не делала ничего подобного, так как была бы моментально уничтожена прессой и общественным мнением. Сравнивать этот шаг с отключением другими сервисами доступа к своим API или предпросмотрам — неправомерно, это меры совершенно разного порядка.

Отключение ссылок на Инстаграм в ВК представляется важной психологической вехой, которая знаменует новый этап развития ВКонтакте — трусость и вредительство приходят на смену инновациям и уверенному технологическому превосходству.

В 2010 году рост Фейсбука в России был настолько стремительным, что некоторые аналитики делали прогноз о его победе над ВКонтакте в течение нескольких месяцев. Но мы не стали блокировать ссылки на Фейсбук — это означало бы признать победу конкурента. Мы стали проводить необходимые реформы и ежедневно совершенствовать ВКонтакте, что позволило нам закрепить лидерство и оставить Фейсбук далеко позади на российском рынке.

Этот образ мыслей, кажется, остался позади. Но именно этот образ мыслей и действий является единственной причиной, почему сегодня существует ВКонтакте.

Меры вроде блокирования ссылок на конкурента приводят к обратному эффекту.

Проблема ВКонтакте сегодня состоит не в том, что все пользователи внезапно уйдут в Инстаграм. Инстаграм уже обогнал ВКонтакте по социальной значимости в России, хотим мы того или нет: звезды, журналисты, лидеры мнений — уже там, с миллионами русскоязычных подписчиков. Они никуда оттуда не уйдут.

Однако раньше ВКонтакте занимал свою нишу, будучи точкой входа в контент, публикуемый в других местах, в том числе в Инстаграме. Теперь же ссылаться на большую часть социально значимых фотографий для России невозможно, и точкой входа в Инстаграм в России станет сам Инстаграм.

Еще несколько дней назад я рукоплескал новому продукту ВКонтакте и был намерен публиковать все новые снимки через него. Сегодня, несмотря на историческую нелюбовь к FB, я принял решение продолжать вести страницу в Инстаграме. Думаю, так же поступят другие лидеры мнений после новости о блокировании ссылок на Инстаграм из ВК.

Возможно, сознание сотрудников ВКонтакте уже деформировано жизнью в России в последние годы: прессинг Роскомнадзора и запретительный пафос Госдумы создали у них иллюзию, что ограничение свободы выбора поможет им привлечь пользователей и достичь успеха.

На самом деле, все проще: если Ваш продукт лучше конкурентов, то пользователи сами на него перейдут, без каких-либо запретительных мер. Если нет — не перейдут, независимо от того, вредите Вы конкурентам или нет. Поэтому текущий шаг по блокированию ссылок на Инстаграм не просто бессмысленный. Он несет в себе глубинное послание: «Мы не верим в то, что наш продукт лучше и что он сможет открыто конкурировать с Инстаграмом».

Но если Вы сами не верите в свой продукт, есть ли смысл ожидать, что в него поверят другие?