Стендап для воцерковленных

— Приходит она ко мне и говорит: «Батюшка, я влюбилась в фонарный столб!» Я ей: «Да как же так?», а она мне: «Он единственный, кто мне подмигивает, когда я вечером иду по улице».

Зал заливается смехом, а человек на сцене улыбается и ждет, когда можно будет рассказывать следующую шутку. Это похоже на стендап-шоу, только актер — в рясе, а  бокам сцены стенды с иконами.

— Меня вот спрашивают: «Есть ли жизнь на Марсе?», — продолжает отец Артемий. — Но ведь на Марсе нет любви между мужчиной и женщиной, а значит, и жизни тоже нет.

Вокруг влюбленные. Парочка справа держится за руки. Слева девушка положила голову на плечо молодому человеку. Присматриваюсь: у всех четверых на пальцах — обручальные кольца. По-другому здесь быть не может. Я под Можайском, на православном молодежном фестивале «Братья». Каждый год воцерковленные юноши и девушки приезжают сюда, чтобы участвовать во всенощном бдении на открытом воздухе, читать вечерние молитвы и находить свою любовь. На сцене — не юмористическое шоу, а офлайн-версия интернет-проекта «Батюшка онлайн», где пользователи интернета могут задать любые интересующие их вопросы священнику.

Записка из зала: девушка пишет, что уже несколько лет ездит на этот фестиваль, повстречала тут свою судьбу и скоро выходит замуж. За лучшие записки священник дарит книги, и он просит счастливую невесту подойти к сцене за наградой. На вид ей не больше 18.

Следующая записка: «Почему говорят, что браки, которые заключают девственники, быстро разваливаются?»

С этим тезисом отец Артемий готов поспорить:

—  Божий замысел — в том, чтобы супруги никого не знали, друг кроме друга. А если она в интимный момент вдруг вспоминает своего бывшего, это, знаете ли, уже моветон.

После выступления гости фестиваля бегут к сцене за автографом и благословением. Отец Артемий — звезда православной молодежи. Встречу с публикой он заканчивает неожиданно:

— Я понимаю, что у нас, православных людей, особенная психология, но давайте попробуем жить в этом мире так, чтобы всем остальным наша вера не казалась смешной. Совершенный христианин — это не человек в футляре. Вера — горячая, разумная и зрячая — делает христианина мудрым, и он умеет общаться с каждым на его языке, так же как, например, с ребенком — по-детски. Сегодня миссионеру и проповеднику нельзя быть слоном в посудной лавке. Если человек воодушевлен подлинной любовью к своим собеседникам, он должен уметь под них подстраиваться. Но это вовсе не значит быть хамелеоном.

Все, что вы хотели знать о боге, но боялись спросить

«Батюшка онлайн» считается одним из самых успешных медийных проектов РПЦ. На страницу «ВКонтакте» подписаны 62 тысячи человек, на вопросы читателей отвечают православные священники со всех концов света: из США, Канады, Германии. Люди спрашивают, как правильно готовиться к причастию и соблюдать пост и простит ли им Господь, что по работе им приходится обманывать людей. Есть и те, кто просто просит благословить их, например, на продажу дома или на долгую поездку.

«Здравствуйте, батюшка Сергей! Как должен молодой христианин знакомиться с девушкой для построения отношений? И как правильно их строить в нашем современном мире? Ведь православному христианину нельзя до брака предаваться интиму с девушкой», — спрашивает священника из Америки Никита Червинский. Ему отвечают, что не обязательно вступать в интимные отношения с каждой девушкой, с которой он знакомится.

«Батюшка, добрый вечер. Благословите, пожалуйста. Завтра у меня серьезный экзамен, хочу успешно сдать с Божьей помощью», — пишет другому священнику Любовь Бабенко, и тот отвечает: «Помощи Божией вам».

Часто задают вопросы на профессиональные темы. Например, Мария Николаева пишет: «Доброго Вам здоровья, батюшка! У меня к Вам вопрос, который стал волновать меня сравнительно недавно. Говорят, что от Бога есть три профессии: врач, учитель и судья! Меня же волнует профессия бухгалтера, экономиста. Говорят, что это профессия от дьявола. Так душа стала болеть, что выбрала эту профессию». Священник не дает ей конкретного ответа, объясняет лишь, что главное — быть чистой сердцем.

На сообщения читателей отвечают полсотни батюшек. Абсолютный рекордсмен проекта — протоиерей Димитрий Савельев, который за четыре года ответил примерно на восемь тысяч вопросов. При этом к интернету в целом он относится настороженно:

— Сам бы я этим заниматься не стал, но мне дал благословение владыка Прокл, который тогда был главой Симбирской митрополии. Так что я постарался быть полезным. В интернете много провокаций, часто встречаются негативные материалы, поэтому всегда есть опасность, что, пытаясь принести пользу, принесешь вред. Каждое неосторожно написанное слово могут понять превратно и растиражировать на огромную аудиторию. Я полностью это осознал,  когда уже начал работать в «Батюшке онлайн». Здесь моя задача — не спорить, а рассказывать о Священном Писании и тех истинах, которые несет в себе церковь: это те вопросы, которые в свое время уже решила церковь, и дискутировать о них не стоит.

Отец Димитрий уверен, что интернет-проекты не помогут РПЦ  исправить стереотипы о духовенстве, которые есть в светском обществе:

— Если человек хочет думать о чем-то плохо, он вряд ли воспримет какие-то аргументы. Можно сколько угодно объяснять, что церковь должна получать деньги, хотя бы чтобы содержать храмы в нормальном состоянии, но некоторые так и будут говорить, что высокопоставленные служители церкви просто пригрелись на теплом месте. Так что проект — это скорее удобная площадка, где церковь может общаться с населением, чем попытка кого-то в чем-то переубедить.

«Батюшку онлайн» придумали, чтобы помочь молодежи ответить на вопросы, с которыми трудно обратиться к родителям или друзьям. Все началось с ток-шоу, которые проводили в Ульяновском политехническом институте. Студенты выбирали острую тему, приглашали специалистов, чтобы обсудить ее в формате телепередачи. Часто на такие «ток-шоу» приходили священники. Автор проекта Надежда Земскова заметила, что аудитория испытывает к ним повышенный интерес, и придумала интернет-проект, в котором батюшки смогут общаться со всеми желающими.

— Мы больше ориентируемся на тех, кто пока еще не ходит в храм. Эти люди в первую очередь нуждаются в помощи и поддержке. Они часто спрашивают, как правильно молиться, как венчаться. В обществе сейчас не очень правильное представление о батюшках, а мы показываем, что они могут быть открытыми и современными. К каждому из священников, которые отвечают на вопросы, можно зайти на страничку, посмотреть, чем он живет.

Кроме паблика «ВКонтакте» у проекта есть страница в инстаграме. В июле она наделала много шума: авторы выложили фотографию Павла Астахова в рубрике «Православие в лицах», и под ней появилось столько гневных комментариев, что снимок удалили. Впрочем, Надежда Земскова так и не поняла, чем посетителям не угодил омбудсмен:

— В рубрике «Православие в лицах» мы знакомим читателей с известными и в то же время глубоко верующими людьми. Астахов как раз один из них. Там еще были Шевчук, Цыганова и многие другие. Всегда находятся люди, которые плохо знают героя и начинают злорадствовать. Про Астахова начали столько писать, что администраторы решили удалить его фотографию и не давать пищу для троллей. Но все-таки человек не может всем нравиться.

Мы попросили эксперта в области социальных сетей проанализировать страницу «Батюшка онлайн» и рассказать, отличается ли она чем-то от обычных пабликов, рассчитанных на коммерческую прибыль.

Василий Богданов, смм-специалист креативного агентства Red Keds:

В СММ для сообщества придумывается некая креативная идея, которая выгодно будет отличать бренд от конкурентов. Это, например, как если бы чай «Липтон» делал паблик, там бы все было про бодрость и хорошее настроение с утра. Но здесь, за неимением конкурентов, просто сделали вестник православной жизни. Есть система, и план публикаций тут явно есть. Есть и монетизация. Многие, говоря об СММ, спорят, приносят ли паблики деньги бренду, но в «Батюшке онлайн» мы через каждые несколько постов видим, как читателям предлагают что-то пожертвовать.

В принципе, для верующих людей это довольно полезный ресурс: он напоминает об актуальных событиях в православном мире через ленту новостей, публикует советы и полезные молитвы. Подписчики неплохо на это реагируют. Количество комментариев и лайков вполне нормальное относительно количества подписчиков, и накруток тут, судя по всему, никаких нет. Правда, я заметил, что контент поставляется не особенно качественно. Они часто повторяются. Есть, например, публикации с лидерами мнений, сделанные в одном и том же формате. Это похоже на всякие цитаты знаменитостей в коммерческих пабликах.

Конечно, не стоит от православного паблика ждать каких-то хороших картинок, прорисовок и выдающегося копирайта, но все-таки над этим стоило бы поработать, если они хотят привлекать молодую аудиторию. Сейчас это выглядит на уровне 1995 года.

Православие 2.0

В 2013 году глава РПЦ патриарх Кирилл высказывался об интернете очень критически и заявлял, что, например, монахи вообще не должны им пользоваться. «Когда монах берет в руки мобильный телефон, чтобы войти в интернет, не должен ли он подумать, а стоит ли ему вообще в монастыре находиться?» — спрашивал он на встрече с братией Афонского монастыря.

Зимой 2015 года он называл интернет королевством кривых зеркал и говорил, что «это порабощение сознания и воли. Люди сутками сидят у экрана, у монитора компьютера или у планшетника и погружаются в эту реальность. Развиваются виртуальные романы, виртуальные трагедии, виртуальные конфликты».

Но уже весной 2015-го он поменял свое мнение и начал призывать священников активно участвовать в интернет-жизни:

— Мы не имеем права не быть там, где есть или может быть наша паства, а наша паства сегодня в том числе и в социальных сетях, причем самая активная часть нашей паствы, — сказал он на заседании Высшего церковного совета Русской церкви, а летом намекнул, что и сам собирается общаться с читателями на своей странице «ВКонтакте», которую от его лица обычно ведут сотрудники синодального Информационного отдела.

Когда-то интернет и православная церковь казались почти несовместимыми явлениями, но сегодня в Сети появляется все больше сайтов для тех, кто живет по церковным канонам. В 2015 году заработал первый православный поисковик под названием «Рублев». В нем, кроме поисковой системы, есть и своя православная сеть для верующих. Правда, найти в поисковой системе можно не все. На запрос «порно», например, он выдает страницу седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй». Девиз сайта: «Ищите и обрящете».

Проектом православного поисковика два года занимался режиссер, сценарист и бывший генеральный продюсер телеканала «Дождь» Юрий Грымов. По его словам, интернет — это в первую очередь инструмент общения и познания, а не идеологическая машина.

— В среднем на сайт заходят 15–20 тысяч человек в день, но бывает и 50. Я думал, такая посещаемость у нас будет только через год, — рассказывает Грымов. — Есть такое частое заблуждение, будто бы церковь архаична и не может присутствовать в интернете. Но я знаю многих людей, которых можно назвать современными, даже модными. При этом они православные верующие. Так почему бы и церкви не быть современной? Когда-то ведь и книгопечатания не было, а потом оно появилось и стало развиваться. Нужно ведь разворачиваться к прямому контакту с людьми, к диалогу с коллегами. Сейчас, когда культ денег уже прошел, в стране есть тенденция к переоценке ценностей, и у многих есть потребность больше узнать о религии.

В мае 2014 года появилась социальная сеть «Елицы» «для общения православных людей и всех, кто хочет встать на путь христианского осмысления жизни». Она напоминает «ВКонтакте», но на своей странице можно указать, прихожанином какого храма вы являетесь, а вместе с датой рождения указать день ангела. На сайте зарегистрировано чуть больше 40 тысяч пользователей, 724 из них — священники.

Православные христиане ищут единомышленников на специальных сайтах знакомств. Есть, например, служба знакомств «Азбука верности». Авторы рассказывают, что «ставили себе задачу сделать службу знакомств без блуда, проституции и извращений, максимально чистую от соблазнов этого мира». Кстати, зарегистрироваться могут и невоцерковленные пользователи интернета. Еще один сайт знакомств называется «Прихожане» — это место для тех, кто хочет «создать православную семью с достойным человеком». Еще здесь можно найти компанию для путешествия к святым местам. И конечно, задать вопрос священнику — такая опция есть практически на всех интернет-ресурсах РПЦ.

Игорь Ганжа, директор стратегического департамента компании LMH consulting:

Церковь действительно пытается как-то идти в ногу со временем и осваивать новые каналы, чтобы общаться с прихожанами. Но нельзя сказать, чтобы она таким образом «раскручивалась». Это больше похоже на CRM — систему управления отношениями с клиентами. То есть заходить на сайт «Батюшка онлайн» и задавать вопросы будет тот, кто и так бы пошел в церковь и задал их, просто теперь ему не нужно для этого подниматься с дивана. Реализованы проекты довольно уныло, но поддержать отношения с уже существующей паствой они помогут, тем более что у нее уже снижен порог критичности по отношению к РПЦ. Чтобы привлечь новых людей, заинтересовать их в своей концепции, нужно конструктивно объяснять людям, чем эта концепция лучше других. А в данном случае духовенство просто пытается извлечь максимальную выгоду в рамках уже существующей концепции. Конечно, если появляются новые каналы для общения, вполне разумно их использовать. Но пока не похоже, чтобы при помощи этих каналов РПЦ могла устроить в интернете какую-либо революцию.

Василий Богданов, смм-специалист креативного агентства Red Keds:

Понятно, почему церковь, которая раньше высказывалась категорически против интернета, вдруг пришла в соцсети. Молодежь сегодня в них живет, интернет и соцсети — уже неразделимые понятия. В них и музыку слушают, и фильмы смотрят. А значит, зацепить молодую аудиторию можно только там. Так что площадку РПЦ выбрала правильную, в отличие от контентной политики.

Впрочем, самой релевантной площадкой для РПЦ должны, по идее, быть «Одноклассники»: там более взрослая аудитория и больше верующих людей. Но почему-то на странице «Батюшка онлайн» «ВКонтакте» 60 с лишним тысяч подписчиков, на Facebook — семь-восемь, а в «Одноклассниках» — около трех. Кажется, создатели намного больше сосредоточены на том, чтобы продвигать страницу «ВКонтакте». Видимо, они хотят воздействовать на молодую аудиторию и вербовать новых прихожан. Но чтобы привлечь новых людей, нужен более простой язык, а в постах часто встречаются выражения, которые понятны только воцерковленным людям.

Кстати, в твиттере есть аккаунт под названием «Иеродьякон Петр»: он существует в формате «Батюшка онлайн», но в шуточной форме, это такой стеб над РПЦ. Так вот, о нем, в отличие от «Батюшки онлайн» и «Елиц», не говорили ни на каких федеральных каналах, но у него больше 30 тысяч подписчиков — для твиттера это такая же значительная цифра, как 60 тысяч — для паблика «ВКонтакте». То есть получается, что потреблять православный контент у нас любят примерно так же, как и смеяться над ним.

В России становится все больше церквей: в 2010 году московское правительство утвердило программу «200 храмов», и теперь по всему городу спешно возводят храмы. Но, если внимательно приглядеться к тому, как РПЦ покоряет интернет, начинает казаться, что и в виртуальном мире церкви тоже скоро будут повсюду. Юрий Грымов в беседе со «Снобом» упомянул, что готовит новый большой проект, и посоветовал внимательно следить за происходящим в интернете осенью. Судя по всему, «Батюшкой онлайн», «Елицами» и сайтами православных знакомств РПЦ ограничиваться не собирается.