Андрей Артемов, основатель Walk Of Shame: Вещевой рынок в Уфе — источник вдохновения
«Сноб» и Infiniti* запускают проект «Внимание к деталям»: профессионалы из самых разных областей рассказывают о значении едва заметных элементов, из которых складывается успех большого дела. Walk Of Shame — одна из немногих российских марок одежды, основой философии которых являются юмор, игра, ирония. Притом ее ироничность успешно экспортируется: одежду Walk Of Shame можно встретить в известных европейских, американских и азиатских универмагах. Дизайнер марки Андрей Артемов рассказал «Снобу» о чувстве юмора покупательниц из Лос-Анджелеса и об иррациональной притягательности образа учительницы из Уфы
СWalk of Shame продается в культовом магазине Opening Ceremony. Американцы понимают твой юмор: принты с надписью «волк оф шейм», нашивки с волками, обыгрывающие созвучность слов walk и «волк»?
Американцы отлично все понимают! Наши вещи с надписью на русском продались в Opening Ceremony первыми. Для начала, walk of shame — это американский фразеологизм (обозначающий возвращение с пирушки в самом непотребном виде. — Прим. ред.). А русская транскрипция нашего названия для них просто некий фан.
СКак это становится фаном?
Ну, продавцы объясняли покупателям, что вот так по-русски звучит walk of shame. Ты рассказываешь свою историю, свою легенду байерам, они передают ее продавцам-консультантам в магазинах, а уж те, если им это интересно, пересказывают покупателям. Эти маленькие истории и цепляют людей. Сейчас, по-моему, контекст и делает моду.
В США юмор ценят еще как. Вот такая была история: нам написала стилист, работающая с Бадди Винкл — 87-летней модницей, у которой больше миллиона подписчиков в инстаграме, и сказала, что им нужен наш оранжевый комбинезон. На нем есть кириллическая надпись «волк оф шейм» — в том месте, где на робах заключенных на Западе нашиты имена. В этом комбинезоне Бадди собиралась пойти на премьеру сериала «Оранжевый — хит сезона» (сериал про женскую тюрьму. — Прим. ред.). В то время случился бум на эти комбинезоны, и они отовсюду исчезли. Пришлось выкупать его в московском магазине и пересылать Бадди.
СТолько что щупала рукава плаща из искусственного питона со вставками из лаковой кожи и читала описание коллекции, навеянной в том числе и учительницей из твоей родной Уфы. Периодически всплывающая в твоих коллекциях Уфа — это ностальгия по родному или, напротив, проработка детской травмы?
И то, и другое — микс любви и ненависти. Когда спрашивают, чем я вдохновляюсь, отвечаю: «Как чем — уфимским рынком, конечно!» Родители живут там, поэтому я езжу в Уфу регулярно. Вот, недавно там прошли саммиты ШОС и БРИКС, и город перед этим привели в порядок, дороги появились. Радует, что стало лучше, но не радует, что все это не сделали десять лет назад.
СЧтобы понять вещи, вдохновленные уфимским рынком и учительницами, мне кажется, нужно быть человеком невероятной легкости. В России не у всех есть чувство юмора, необходимое для органичного восприятия современной моды. А юмор Walk Of Shame меж тем с каждым разом все усложняется…
Да, мы уже не можем позволить себе шутить в лоб, потому что за время, что существует марка, появились другие бренды, которые эксплуатируют этот стиль: у них юмор чуть более массовый и вещи стоят чуть дешевле. Что касается нашей последней коллекции, то она инспирирована учительницей математики Галиной Гареевной, которая носила трикотажные платья с высоким воротником, и волосы ее всегда были заправлены под воротник. Она периодически вытирала платьем доску — и в коллекции есть вещи с бахромой, «испачканной» в краске. Образ Галины Гареевны объединен со стилем американской актрисы 70-х Эли Макгроу, которая была одной из первых звезд streetstyle-фотографии.
СЭто невероятно сложная игра контекстов. Как все это покупает самая обычная наша публика, которая не читает зарубежных журналов и очень любит Fendi и Dolce&Gabbana? У них настолько развитое чувство юмора или они знают, что эта марка считается крутой, а почему она крутая — разбираются потом?
По-разному! Есть покупательницы, которых мы называем музами. Наташа Гольденберг, например, выбирает вещи не только для себя, но и для своего корнера в ЦУМе — из ее подборки марок наша одна из самых продаваемых, Илона Столье придет к нам первой, купит лаковый плащ, будет в нем маршировать, и ей будет весело. А есть девушки, которые видят, что Walk Of Shame носят известные люди, и тоже хотят себе что-то наше.
СЕсть люди, для которых гардероб — это совокупность инвестиций, поэтому у них все вещи в шкафу максимально сочетаемы между собой и покупка каждой из них железно обоснована. А какие-то штуки для веселья, вроде вот этого питонового плаща со вставками из лаковой кожи, — это вещь не для рафинированных беспроигрышных нарядов, инвестиция не в повседневный гардероб, а, скорее, в драматический образ. Вот сейчас кризис, и некоторые люди начинают ударяться в прагматизм. Не боишься, что в это время людям расхочется веселиться и шутить при покупке одежды, и Walk Of Shame будут понимать и хотеть меньше?
Не боюсь. Кризис — какое-то очень страшное слово. Практика показывает, что даже если люди не хотят шутить, то все равно захотят. Между прочим, в Азии, например, в одежде Walk Of Shame никто не видит юмора — там люди покупают вещь потому, что она им кажется симпатичной. Может так статься, что человек создавал коллекцию, основанную на какой-то очень личной истории, а потом случайная покупательница, которая вряд ли является адресатом этого бренда и не задумывалась о его философии, увидела вещи марки впервые и купила платье потому, что ей, например, воротник понравился. Ты можешь сочинять какую угодно концепцию для своей одежды — люди в итоге носят ее так, как им хочется.
СРасскажи про то, из чего складывается концепция Walk Of Shame.
Это женские вещи, которые всегда немного с мужского плеча: рубашки, куртки-бомберы. Это искусственный и натуральный мех в одной коллекции. В каждой летней коллекции у нас обязательно есть одна шуба — это тоже признак Walk Of Shame.
Я люблю необычные материалы. В коллекции, в которой встретились учительница математики и Эли Макгроу, есть смокинг из искусственного меха шиншиллы. Когда я увидел в Париже это достижение текстильной промышленности, я не смог пройти мимо. Подумать только: искусственный мех шиншиллы! И вот кто-то этот смокинг уже носит в стиле панк — с узкими рваными джинсами или шортами, грубыми ботинками, а кто-то надевает с брюками, как что-то роскошное, получается игра в black tie. В летней коллекции будет парка из кружева, залитого лаком, — очень крутой высокотехнологичный материал, напоминает по виду и на ощупь клеенчатые скатерти, которые мы в детстве видели на дачных столах. У нас еще будут летние платья из натурального льна, который выглядит как материал таких, знаешь, огромных мешков для сахара. Я подумал, что многие этого не заметят, и для них это платье будет проходить по разряду шикарных. Я не издеваюсь над публикой, нет-нет! Согласись, круто, когда весело.
*Ранее Infiniti выпустили обновленный QX70 — одну из самых популярных моделей бренда. Новый QX70 — это хорошо оборудованный и привлекательный автомобиль с материалами высокого качества. Infiniti делает ставку на детали, будь то кожа ручной выделки, которая используется в отделке панелей и дверей, или применение высоких технологий. В центре любой инновации Infiniti — водитель. Расположение всех важных переключателей и контроллеров настолько интуитивно понятно, что водителю не приходится менять позу, чтобы до них дотянуться.