Денис Орлов: Вагон до Цюриха. Обзор Audi RS4 Avant
Автомобиль я получал в офисе Audi Forum в аэропорту Мюнхена. Три часа энергичного разложения бензина на продукты горения, и вот уже я разгадываю шарады гостиницы Kameha в пригороде финансовой столицы Швейцарии. Этот отель основали тайные адепты операционной системы Android. Все, до чего касалась моя рука, выполняло действие наоборот: двери закрывались, шторы открывались, свет выключался. А началось с того, что я не смог подняться из гаража на ресепшен. Вместо обычной кнопки лифта в стену был вделан тачскрин. В его меню предлагалось выбрать язык общения, задать направление движения кабины и последовательность доставки пассажиров по этажам. Что говорить, лифт серьезно подорвал мою уверенность в себе.
Покинуть отель, чтобы подробнее рассказать об автомобиле, тоже оказалось не самой простой задачей. Шлагбаум на выезде наличествовал, а куда засовывать талончик, было непонятно... На помощь пришел расторопный портье, указавший, что по чьей-то изощренной прихоти турникет размещается не у шлагбаума, а за колонной. После небольшой заминки путь наконец был открыт.
Внешне Audi RS4 Avant напоминает швейцарского банкира: никакой броскости, никакой напыщенности. Благочестивый господин с хорошей родословной. А приглядишься повнимательнее – «упакован» автомобиль по полной программе. Огромные литые (или, по выбору, кованые) колеса обуты в покрышки с едва различимым профилем. Обычно такие рисуют дизайнеры – лопасти-круговороты магически притягивают к себе взгляд. Вообще есть несколько вещей, совершенно необходимых автомобилю, но их ненавидят рисовать дизайнеры: зеркала заднего вида, стеклоочистители и шины. Насколько в повседневной жизни хороши шины с нормальным профилем, понимаешь, как только переводишь настройки шасси Audi RS4 Avant из режима Comfort в Sport. Автомобиль начинает холерически вздрагивать от малейших неровностей – температурных швов, канализационных люков, трамвайных рельсов. При этом следуя задаваемой траектории, словно трамвай. Честное спортивное поведение, не допускающее легкомысленных повадок, так быстро прививаемых городом.
Audi RS4 Avant выпускает подразделение Quattro GmbH в городе Неккарзульм. Это земля Баден-Вюртемберг, то есть Швабия – исторически самая драчливая и задиристая область Германии. Хотя головное предприятие Audi находится в незатейливом баварском Ингольштадте, знаменитом разве что заводами Audi, да еще тем, что в Первую мировую тут в концлагере сидел Рокоссовский. Не знаю, насколько география повлияла на характер RS – этой аббревиатурой, означающей RennSport, «полугоночные», отмечена почти вся продукция Quattro GmbH. Автомобили с аббревиатурой RS – это дрянные девчонки Audi. У всех RS склочный характер. RS3 Sportback – легкомысленная и взбалмошная. RS4 Avant – наглая и неуравновешенная. RS5 Cabrio – высокомерная и неприступная. RS6 Avant – упертая и резкая. RS7 Sportback – циничная и дерзкая. Именно такие все чаще покупают сегодня, когда в массе своей автомобиль низведен до второстепенного предмета обихода. А в этих еще ярятся гордость и высокий класс, за которые ценили настоящие германские машины. Идея совмещения потребительских качеств со спортивным характером оказалась очень востребованной. За минувшие два года подразделение Quattro GmbH вывело на рынок семь моделей. И сейчас выпускает столько, сколько не снилось Ferrari или Lamborghini.
Зачем я выбрал самую старую модель из программы Quattro GmbH? Тем более что уже засвечен новый Audi A4 и вскоре на его основе создадут очередную «ренн-шпортивную» версию RS4. Не знаю. Эмоциональное решение. Мне оказались дороги отзвуки первого подобного автомобиля, RS2 Avant выпуска 1994 года, столь отчетливо различимые в нынешнем Audi RS4 Avant. К тому, первому автомобилю руку приложили инженеры Porsche. Они мужественно восприняли тот факт, что до скорости 100 км/ч получившаяся машина разгонялась быстрее легендарного Porsche 911. Более того, Audi RS2 Avant даже выпускали на заводе Porsche. Сделали, правда, всего 2891 экземпляр – коллекционная вещь! Сегодня выпуски «ренн-шпортов» идут на десятки тысяч. Еще одна маленькая деталь, роднящая RS2 Avant с нынешней RS4 Avant, – обе существуют в единственном кузове. Никаких седанов или купе – только универсал. Именно такую машину следовало выбрать Джейсону Стейтему для съемок в «Перевозчике», а не пафосную Audi A8.
В подтверждение идейного родства двух автомобилей – прошлогодний ограниченный юбилейный выпуск Audi RS4 Avant в пронзительно-синей мантии Nogaro. (Ногаро – трек, где Франк Била в 1993 году одержал победу во французском чемпионате кузовных автомобилей; большинство цветов Audi RS названы в честь гоночных трасс.) Это один из цветов, в который окрашивали RS2 Avant. Audi RS4 Avant Nogaro предлагалась за 87 300 евро, то есть на десять тысяч дороже «просто» RS4 Avant и примерно в два с половиной раза дороже обычного универсала Audi A4 Avant. Тут уж стоит спрашивать не «зачем?», а «почему?».
Довольно трудно ответить, является ли текущая RS4 Avant модификацией Audi A4 Avant или самостоятельной моделью. Объем изменений в автомобиле настолько велик, что заставляет игнорировать формальные признаки родства с A4, такие как одинаковый кузов. Взять двигатель V8 – такой на другие Audi не ставится. Это сугубо гоночный мотор, с сухим картером, высокооборотистый, с сумасшедшей тягой на верхах. Под него перестроили всю трансмиссию. И ходовую часть, зубодробительную и нервную в режиме Sport и корректно-адекватную в режиме Comfort. Маленькая деталь: звук, с которым тумблер производит переключение, в компании Audi называют «биение сердца».
Что удивительно, на дороге от RS4 Avant ждешь громового крещендо, но мимо сонных деревенских топонимов RS4 Avant проскальзывает шелестящей тенью. И лишь изредка, при торможении перед крутым поворотом, глухо рыкнет перегазовка. AMG, BMW M GmbH, Quattro GmbH – у каждой из этих «дочек» известных германских марок своя идеология, различить которую не легче, чем тональность в деревянных швейцарских альпенгорнах. Мне доводилось поездить на изделиях всех трех мастерских. Пожалуй, AMG больше выставляет себя напоказ, работает на публику. «Эмки» BMW льстят владельцу. Характер Audi серии RS – это равновесие. Невозмутимость цюрихского банкира в момент завершения крупной сделки.С