Первое уголовное дело возбуждено по части 1 статьи 356 и по статье 357 Уголовного кодекса России (применение запрещенных средств и методов ведения войны и геноцид) в отношении министра обороны Украины Степана Полторака, начальника Генерального штаба Минобороны Виктора Муженко, командира Сухопутных войск Вооруженных сил Украины Анатолия Пушнякова, командующего Национальной гвардии Украины Николая Балана и других неустановленных украинских военных.

По версии следователей, с 31 мая по 1 сентября 2015 года неустановленные военные, выполняя «заведомо преступные приказы» Полторака, Муженко, Пушнякова и Балана «с целью уничтожения национальной группы русскоязычного населения», проживающего на территории Донецкой народной республики расстреляли из тяжелых видов вооружения объекты гражданской инфраструктуры, которые не были военными целями.

Таким образом, считают в России, украинские военные нарушили Протокол о прекращении применения оружия на юго-востоке Украины (Минск, 5 сентября 2014 года) и Меморандум к нему (Минск, 19 сентября 2014 года), положения Конвенции о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 года) и Дополнительного протокола II (Женева, 8 июня 1977 года) к ней, Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (Париж, 9 декабря 1948 года) и Конвенцию о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года).

В результате обстрелов погибли 45 человек, еще более 160 получили ранения. Украинские военные полностью или частично уничтожили как минимум 163 объекта, в том числе жилые дома, здание суда и подстанцию шахты, сообщили в СКР.

Кроме того, управление возбудило уголовное дело в отношении Ляшко и ряда бойцов добровольческого батальона «Азов» по пунктам «а» и «в» части 2 статьи 126, пунктов «д» и «е» части 2 статьи 117 и части 1 статьи 356 Уголовного кодекса (похищение человека, истязание, применение запрещенных средств и методов ведения войны).

Следователи считают, что 17 сентября 2014 года четверо бойцов «Азова» по приказу Ляшко, который создал этот батальон, проникли в квартиру жителя Мариуполя Дмитрия Чайковского. Они обыскали квартиру, связали Чайковскому руки и, «применяя насилие», отвезли его в батальон, где поместили в металлический контейнер. Сутки Ляшко и его подчиненные избивали Чайковского и угрожали ему убийством, требуя сообщить информацию о возможном наличии у него оружия, добавляют следователи. После они вывезли мариупольца в багажнике автомобиля на пустырь, где продолжили истязать его, а потом отпустили, не получив никакой информации.

«Возбуждая указанные уголовные дела, Следственный комитет руководствовался частью 3 статьи 12 УК РФ, которая дает нам право привлекать иностранных граждан, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, к уголовной ответственности в случаях, если преступление направлено против гражданина Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации», — сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин. 

Дмитрий Динзе, адвокат: 

Возбуждение уголовных дел в отношении иностранцев давно существует в практике Следственного комитета России. Он возбуждает дела против граждан Америки, которые совершили преступления в отношении усыновленных российских детей, возбуждают дела на иностранных граждан в России и пытаются проводить расследования.

В рамках международного права есть определенные соглашения между государствами, в том числе о сотрудничестве по уголовным делам. Если одно государство считает, что за границей совершается преступление, оно должно сотрудничать с этим государством в рамках межведомственного соглашения  со службами этой страны или межгосударственных деклараций либо международных соглашений.

Я приведу вам обычный пример. На основании материалов ФБР в свое время было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, связанном с хищением конфиденциальной компьютерной информации с серверов банков, и о выводе денег из этих банков. Хакеры, которые совершили это преступление, находились в России. Там же были дропы — люди, которые получают деньги, покупают на себя товар, продают его или переправляют в другие места для дальнейшей продажи, а деньги поступают на различные счета, в том числе иностранные. Американцы выявили это преступление, собрали материалы и передали их России. Они не возбуждали уголовное дело в отношении отдельных лиц, а возбудили дело по факту преступления. Россия же на основании материалов ФБР возбудила уголовное дело и начала расследование. Американцы приезжали в Россию и участвовали в следствии в рамках межведомственного сотрудничества и международных договоренностей.

Если Следственный комитет выявил преступников на территории другого государства, он должен собрать материалы и отправить их этому государства для возможного возбуждения уголовного дела. Однако пока у нас есть инновация СКР — судить людей, когда трупа нет, а есть только подозрения, что человек убил. Это очередная игра с правом, и СКР не имеет права вторгаться в суверенитет другой страны, а уж тем более возбуждать дела против людей, которые не совершили преступление на российской территории. В рамках своих полномочий и уголовно-процессуального законодательства следователи ограничены территорией России. Уголовно-процессуальное законодательство действует только на территории России.