Михаил Конончук /

Макао — азиатская столица автоспорта

Если вы предложите кому-нибудь сгонять на Гран-при Макао в третьи выходные ноября, то человек, вовсе незнакомый с автомобильным спортом, просто не поймет, зачем туда ехать. Тот, кто более-менее следит за гонками, скажет, что вы сделали ошибку в слове «Монако», и вообще эта гонка «Формулы-1» проводится в конце весны. И только настоящий знаток скажет, что он уже купил билет

+T -
Поделиться:
Фото предоставлено пресс-службой MGTO
Фото предоставлено пресс-службой MGTO

Объяснить не знатоку в двух словах, что такое Гран-при Макао, почти невозможно. Но давайте попробуем: это самая престижная гонка «Формулы-3». В автоспортивном сообществе это мероприятие стоит в одном ряду с ралли Монте-Карло, марафоном «24 часа Ле-Мана», американской легендой «500 миль Индианаполиса» и Гран-при Монако. И история у гонки, ежегодно проходящей на улицах Макао, не менее богатая и славная. С Макао неразрывно связаны такие фамилии, как Шумахер и Сенна. Именно здесь завоевана одна из главных побед российских гоночных автомобилей, о которых я расскажу ниже. Словом, в Китае проходит одна из самых важных и уважаемых гонок на свете. Вот, например, простой факт: в этом году Гран-при Макао состоится уже в 62-й раз. Для сравнения: на дворе 66-й по счету сезон «Формулы-1». И на протяжении всего этого времени, с самой первой гонки 1954-го года, конфигурация трассы остается неизменной. Нынешние участники, многим из которых нет еще и 18 лет, проезжают в точности те же шесть с небольшим километров, что в свое время проезжали пилоты, сегодня годящиеся им в деды. Таким не может похвастаться даже в третий раз поминаемое здесь Монако, где трассу пусть и понемногу, но меняли пятикратно.

Вообще, параллелей между двумя трассами на берегах двух морей, Лигурийского и Южно-Китайского, предостаточно. В первую очередь, это так называемая «городская» конфигурация: соревнования проходят на дорогах общего пользования, лишь раз в году перекрываемых ради большого гоночного праздника. Выглядит все потрясающе: зрители прямо с балконов домов, ресторанов и гостиниц наблюдают за тем, как разноцветные машины стремительно проносятся мимо небоскребов, яхт, особняков и прочих красот.

С точки зрения гонщиков, правда, все совсем иначе. Городская трасса — это узенькая лента не очень ровного асфальта, вьющаяся меж бетонных и металлических отбойников. Предельная концентрация внимания жизненно необходима здесь даже во время тренировочных заездов: одна малейшая ошибка может привести (и обычно приводит) к аварии. А уж когда начинаются настоящие гонки… Быть может, если бы не статус этапа в Макао, здесь все было бы куда спокойнее и скучнее. Пилоты срывались бы со старта, в первых двух-трех поворотах выстраивались в более-менее стройную колонну, да так и ехали бы до самого финиша, не рискуя лишний раз. Обгонять в Макао практически негде, и каждый такой маневр связан с нешуточным риском. Но особый статус у этого Гран-при есть. Потому что это своеобразный выпускной экзамен для молодых гонщиков. Главное событие года для каждого пилота «Формулы-3». Даже если весь год дела у тебя шли неважно, Макао дает шанс все исправить. Победил здесь — гарантированно привлек внимание больших людей из большого автоспорта и получил шанс сделать следующий шаг. Поэтому-то юные пилоты бьются отчаянно, до последнего метра дистанции, на пределе разумного и зачастую за его пределами. Уступать место на трассе и в дальнейшей карьере не хочет никто, и каждая гонка становится настоящим триллером. Жесткая борьба колесо в колесо, столкновения, фонтаны обломков, в которые превращаются хрупкие кузова спортивных машин, — все это здесь не исключение, а неотъемлемая составляющая и, возможно, самая суть происходящего.

Казалось бы, кому какое дело до жарких схваток неизвестных подростков? Но, во-первых, к концу главной прямой трассы машина «Формулы-3» успевает разогнаться до 275 км/ч — напомним, по не самому ровному асфальту. А во-вторых, любой из этих «неизвестных подростков» через пару лет может оказаться суперзвездой. Или даже быстрее. В прошлом году в Макао выступал 17-летний голландец Макс Ферстаппен. Сегодня он один из тех двадцати человек в мире, что имеют право называть себя действующими пилотами «Формулы-1». В середине октября он вышел на старт Гран-при России в Сочи. Впрочем, путь от талантливого молодого дарования до великого пилота Максу еще только предстоит пройти. Вполне вероятно, что когда-нибудь он встанет в один ряд с теми, кто раньше выигрывал гонки «Формулы-3» в Макао: Айртоном Сенной, Михаэлем и Ральфом Шумахерами, Дэвидом Култхардом и другими знаменитыми гонщиками, которые сначала блеснули здесь, а потом засияли на весь мир. Наконец, не может не впечатлять тот факт, что 13 из 20 пилотов нынешнего чемпионата «Формулы-1» хотя бы раз принимали участие в Гран-при Макао. По иронии судьбы, ни один из них не смог одержать победу: на этой коварной трассе нужны не только смелость и талант, но и известная доля удачи. Без нее, быть может, и не прогремело бы на весь мир имя Lada Granta. Но именно гоночная версия этого скромного седана в прошлом году оказалась быстрейшей в Макао. Не в «Формуле-3», разумеется: помимо автомобилей этого класса на улицах китайского мегаполиса соревнуется и другая гоночная техника. Например, серия WTCC — чемпионат мира в классе «Туринг», где и выступает заводская команда Lada. Один из трех пилотов, защищающих ее цвета, — британец Роб Хафф, чемпион WTCC 2012 года. В Макао он побеждал семь раз, последний из них — как раз на «Гранте».

Увы, в этом году WTCC сюда не приедет, поэтому узнать, смог бы Роб снова всех обогнать уже на новой Lada Vesta, мы не сможем. Но поболеть за россиян все равно можно: на легендарную трассу впервые выкатятся автомобили новой серии TCR, грозящейся всерьез побороться за зрительскую аудиторию с WTCC. Суть примерно та же: машины похожи на обычные легковушки с городских улиц, только переделанные для гоночных трасс. Следить надо за Михаилом Грачевым, победителем в чемпионате РСКГ, и Сергеем Афанасьевым, давно и успешно выступающим в различных международных чемпионатах. Даже если эти спортсмены ничего не выиграют, зрелище в любом случае обещает быть феерическим. Гонки автомобилей с закрытыми кузовами обычно еще более боевые, чем у «формул», контактная борьба и толкотня в порядке вещей даже на просторных открытых автодромах. В контексте Макао это означает одно: буквально на каждом повороте может произойти все что угодно, а исход гонки не возьмется предсказать ни один человек, находящийся в нормальных отношениях с собственным рассудком.

Кстати говоря, о безрассудстве. Обратите внимание на мотогонщиков. Макао — это то уникальное место, где в один уик-энд проходят и автомобильные, и мотоциклетные гонки. И на «двухколесных» смотреть попросту страшно. Они едут на тех же диких скоростях и в тех же миллиметрах от отбойников, но между ошибкой и ее последствиями в их случае нет прослойки из карбона и стали, способной принять на себя основной удар. Четыре дня, с четверга по воскресенье, в Макао ревут моторы и кипит бескомпромиссная борьба. Не за победу саму по себе, а за престиж быть первым именно здесь, в Макао. За право называться триумфатором одного из главных состязаний мира.

Ну а для болельщиков Гран-при Макао — это не только гонки, но, как и подобает мероприятию подобного калибра, целый фестиваль автоспорта. На протяжении всего уик-энда здесь работает множество сувенирных магазинов, гремит развлекательная музыка, а настоящие автомобильные энтузиасты просто обязаны посетить музей Гран-при Макао. Здесь выставлены главные машины и мотоциклы за более чем полувековую историю этого состязания, а также смонтированы интерактивные информационные стенды и компьютерные симуляторы, позволяющие ощутить то, что чувствуют гонщики, выступающие в Макао. Словом, здесь есть все то, чем хороши самые знаменитые гонки планеты, и даже больше. Кроме того, это одно из последних крупных событий в автоспортивном году: следующий большой старт будет дан только в январе, когда начнется ралли «Дакар». Как минимум поэтому сюда должен хотя бы раз съездить каждый гоночный энтузиаст.