После вчерашнего показа Rick Owens сезона весна-лето 2016 на Неделе моды в Париже иностранная пресса всю ночь фонтанировала остротами: «рюкзаки из людей», «модели-аксессуары», «где бы прикупить такую “шмотку”» и т. д. Поводом стало странное дефиле, во время которого одни модели переносили на себе других с помощью особых лямок на костюмах. Причем те, кого несли, располагались в довольно причудливых позах. Странности — конек Рика Оуэнса: вспомнить хотя бы историю с обнаженными пенисами моделей, которые наблюдали гости показа вместе с мужской осенне-зимней коллекцией 2014–2015. Тогда модельер сказал, что хотел показать мир, в котором нет стыда и в котором не принято спрашивать «А чего такой маленький?» при виде мужского полового органа в «спокойном» состоянии.

Дефиле с «моделями-аксессуарами» — очередное критическое высказывание Оуэнса. Пока доморощенные интернет-обозреватели моды шутили о том, как проблематично в таком костюме будет залезать в общественный транспорт, модельер рассказывал прессе о том, что его показ стал одой силе современной женщины, метафорой ее нелегкой доли. «Этот показ посвящен женскому миру, о котором я имею довольно скромные представления: материнству, сестринству, солидарности. Тому, как женщина становится женщиной, как женщина воспитывает женщину и как женщины оказывают поддержку друг другу», — пояснил Рик. К слову, гостям шоу даже не потребовалась расшифровка авторской мысли — ее заменило выступление певицы Эски Мтунгвази, которая в течение всего дефиле повторяла песню из фильма «Исход», слова которой подчеркивали происходящее на подиуме: «Я знаю, что с божьей помощью смогу быть сильным».

За вдохновением для коллекций или для постановки дефиле далеко ходить не нужно: пожалуй, весь 2015-й можно назвать годом борьбы с мизогинией, гендерными стереотипами и сексуальной объективацией — ну, или хотя бы попыток борьбы, как удачных, так и не очень. От моды на этом поприще ожидают не меньшего, чем от политиков и чиновников. Это бизнес: если вы игнорируете актуальные запросы общества, вы ничего не продадите. И наиболее мобильные игроки отлично это понимают и вовсю используют: снимают трансгендеров в рекламных кампаниях, активнее обычного наряжают мужчин в женственные вещи, выпускают одежду с феминистскими лозунгами и т. д.

Фото: Kristy Sparow/Getty Images
Фото: Kristy Sparow/Getty Images

Вопрос лишь в том, появятся ли плоды у социальных кампаний и не будут ли спекуляции на больных темах выглядеть как пародии. С одной стороны, модели, принявшие участие в шоу Рика Оуэнса, нашли в себе и моральные, и физические силы пройти по подиуму — в эпоху информационного общества модели больше не безропотные вешалки, их голос слышен, и они не обязаны беспрекословно делать вещи, кажущиеся им аморальными. Но, с другой стороны, каким бы захватывающим ни был вчерашний показ, к его организаторам остается один вопрос: почему большинство пристегнутых моделей были зафиксированы в таком положении, что фотографии шоу у огромного количества людей вызвали ассоциации с лесбийским сексом в позе «69», скандальными скульптурами-мебелью Аллена Джонса и БДСМ, но только не с женской солидарностью?