Я была на Конгрессе соотечественников, организованном МИД России, и услышала там несколько знаковых — по крайней мере, для себя — вещей, высказанных Медведевым.

Прежде всего, в глаза бросилось то, что, говоря о каких-то гуманитарных вещах, Медведев делал акцент на том, как нам важно развивать русский язык и какую важную роль в современном обществе играет церковь. Похоже, этими двумя направлениями и ограничивается интерес государства в продвижении русской культуры. Кстати, в целом о самой культуре президент почти не говорил, он даже едва ли произнес это слово. И это, на мой взгляд, отражает приоритеты государства — культура здесь далеко не на первом месте. Это и обидно, и неправильно: русская культура — международный бренд, и Россия должна его использовать. Сейчас же статус культуры и в русском обществе, и в государстве довольно низок.

При этом важно помнить еще об одном: за рубежом не знают, что сейчас происходит с культурой в России, не понимают, есть ли какая-то актуальная культура. Русская культура воспринимается на Западе ретроспективно. А современная культура есть, и она отличается и от нашей культуры последних 100 лет, и от мировой культуры.

Но вообще все, что происходит в России, воспринимается человеком, живущим за рубежом, как-то позитивнее и даже романтичнее. Наверное, из-за того, что не ощущается повседневное напряжение. И поэтому хочется верить, что все возможно и все обязательно изменится.