«Сноб» номинирует проект Bezgraniz Couture в категории «Общество». Проект инициирован культурным центром Янины Урусовой «Без границ» совместно с кураторами курса «Дизайн одежды» Британской высшей школы дизайна Анной Черных и Владимиром Тилининым — вместе они создают одежду для людей с инвалидностью. Корреспондент «Сноба» узнала у молодых дизайнеров, как они решили проблемы гардероба, которые есть у людей с ДЦП и синдромом Дауна, и у тех, кто передвигается на протезах или колясках
Понятие стандарта, применимого к человеческому телу, стремительно размывается — это один из сильнейших социальных трендов. Люди с ограниченными возможностями представляют лишь небольшую часть того, что сегодня подразумевается под нестандартным телом. Тем не менее, по словам Янины Урусовой, соосновательницы культурного центра «Без границ» и фэшн-проекта Bezgraniz Couture, рынок специальной одежды для людей с ограниченными возможностями огромен и перспективен, и стоит помнить, что конечными потребителями такой продукции могут стать не только люди с инвалидностью, но и пожилые. «В Конвенции ООН о правах инвалидов, которую подписала и Россия тоже, говорится о том, что не физическое или ментальное состояние человека делает его инвалидом, но то общество, в котором он живет и среда которого не готова к принятию таких людей, — говорит Урусова. — Сегодня люди с ограниченными возможностями в России хотят быть публичными — работать, ходить в театр и так далее, для этого все они должны быть одеты достойно и очень удобно». В этом году работа по созданию одежды для людей с ограниченными возможностями шла по четырем направлениям, и Янина Урусова заявила о том, что следующим шагом будет попытка решить проблемы гардероба людей с аутизмом.
Фото предоставлено пресс-службой Mercedes Benz Fashion Week
Фото предоставлено пресс-службой Mercedes Benz Fashion Week
Фото предоставлено пресс-службой Mercedes Benz Fashion Week
1. Одежда для людей, переживших ампутацию: никаких спортивных штанов
Анна Тарасова:
Одежда для моделей, с которыми работал наш курс, должна иметь отличную от привычной посадку. Массового пошива одежды для людей с ограниченными возможностями нет, ее производят только в некоторых частных ателье. Стандартизировать модели для того, чтобы наладить фабричное производство, будет весьма непросто, особенно для людей с ДЦП, поскольку у заболевания довольно много проявлений, которые у разных людей оборачиваются самыми разными наборами проблем — например, кто-то совсем не может передвигаться.
Большинство людей, переживших ампутацию, с которыми работала наша группа, — спортсмены; у них было прекрасное телосложение, типичное для атлетов, потому наша задача была, пожалуй, самой легкой. Нам нужно было сделать потайные доступы к протезам и уплотнить некоторые участки брюк, потому что при сидении пластик и карбон протеза довольно быстро протирают ткань. С брюками, в которых есть потайные молнии, скорость одевания возрастает в несколько раз.
Варвара Михайлова:
Первой нашей моделью был следж-хоккеист, сперва нам было неловко его рассматривать, но он как-то моментально разрядил обстановку, и мы довольно скоро начали общаться с ним на «ты». Все свои пожелания к функциональности и виду костюма он проговаривал по несколько раз. Второй мужчина, с которым мы взаимодействовали, сначала говорил о том, что у него вообще нет никаких проблем с одеждой — настолько он свыкся, например, с неидеально сидящими джинсами. Со временем оказалось, что проблемы есть, и немало.
Мужчины, которые стали нашими моделями, практически всегда носят спортивную одежду, потому что протез не во все брюки может пролезть. Многим не в чем появиться на официальной встрече или на утреннике детей. Поэтому мы решили сделать вещи в классическом стиле, но при этом комфортные и способные замаскировать протез. Иногда люди с ампутированной ногой хотят надеть шорты — у них бывает настроение показать технологичную конструкцию протеза, но если они надевают брюки, то протез не должен под ними угадываться, потому что он «разбивает» образ и привлекает внимание тогда, когда у человека нет настроения это делать. Ортопедические накладки на каркас стоят огромных денег, обычный человек не всегда может их себе позволить. Мы придумали специальный чулок с наполнителем, который создает объем вокруг протеза — на показе его не было, но прототип есть.
Анна Ефимова:
Если человек, переживший ампутацию, долго сидит с протезом, у него могут возникать болевые ощущения. Чтобы отстегнуть протез, ему приходится снимать штаны и обувь, которую потом без ложки не наденешь. С потайными молниями на брючинах человек может отдохнуть от протеза, не раздеваясь. Задняя часть брюк посажена на резинку, чтобы они хорошо сидели даже при быстром наборе или потере веса. Походка у людей с протезом ноги непростая, поэтому классические пиджаки им бывает тяжело носить: слишком жарко и движения сковываются. Мы сделали пиджак без подкладки с небольшими «крылышками» сзади, которые способствуют тому, что человек выглядит стройнее.
Фото предоставлено пресс-службой Mercedes Benz Fashion Week
Фото предоставлено пресс-службой Mercedes Benz Fashion Week
Фото предоставлено пресс-службой Mercedes Benz Fashion Week
2. Одежда для людей, использующих коляску: брюки превращаются в юбку
Дарина Глушкова:
Все привычные для нас вещи, которые мы видим в магазинах, шьются для людей, которые могут стоять. Человеку же, который все время только сидит, такая одежда совсем не удобна. Длинные юбки закручиваются в колеса инвалидного кресла, брюки при сидении надуваются пузырем, а сзади отстают, классический пиджак на подкладке сковывает движения рук при вращении колес.
Юбка, платье еще могут удачно лечь при сидении, а костюм нет, поэтому мы первым делом взялись за него. На брюках мы сделали дополнительные вытачки в местах сгиба ног, где обычно скапливается и заламывается ткань, передняя часть наших брюк сделана из костюмной ткани, а задняя — из трикотажа джерси. У колясочников очень слабо развиты мышцы брюшного пресса, поэтому мы сделали высокий пояс у брюк, который поддерживает спину и пресс. Нарядное платье для удобного перемещения на коляске мы тоже сделали с корсетом на молнии, и наша модель была в восторге от него: у нее улучшилась осанка, к тому же утянутая талия отлично выглядит на фотографиях. Одна из наших моделей, Анастасия Виноградова, очень мобильный человек: днем у нее работа, где принят строгий дресс-код, вечером может быть светское мероприятие, и для нее мы изобрели клинья, которые она самостоятельно может пристегнуть на брюки и сделать подобие юбки — она будет лишь закрывать ноги спереди, зато лишняя ткань не намотается на колеса.
Анна Полунина:
Мы пытались воссоздать все жизненные ситуации так, словно мы были бы инвалидами-колясочниками, чтобы понять, какие именно неудобства причиняет обычная одежда.
Сзади жакет костюма для колясочника, как и брюки, сделан из эластичной ткани джерси, что существенно облегчает движения руками при прокрутке колес, во втором жакете проблема скованности решена конструкцией в виде двух полочек, которые накладываются друг на друга и при движении могут разъезжаться. Такая конструкция облегчает людям, ухаживающим за инвалидом, процесс одевания: человеку на коляске больше не надо выворачивать руки назад, чтобы вдеть их в рукава жакета, — на него сначала надевают левую часть, затем правую, и застегивают их. У людей, пользующихся инвалидной коляской, очень сильно пачкаются манжеты, и мы в этих местах сделали на жакете вставки из кожзама, чтобы можно было легко их оттереть. Кроме того, карманы жакета мы сделали инверсные, то есть такие, в которые легко можно попасть рукой с противоположной стороны.
Василиса Таранова:
Своей целью я ставила сделать вещь для всех, которая была бы удобна и людям с ограниченными возможностями. Я сделала сумки для людей, перемещающихся на колясках, и рюкзак, с которым на показе вышла девушка с ДЦП, но он подходит и для ампутантов. Идея сумок возникла после того, как моя модель, писательница и иллюстратор Татьяна Рик, рассказала, что у нее на коляске могут разъезжаться ноги и выворачиваться стопы. Чтобы этого избежать, она обматывала ноги какими-то страшными ремнями от старых платьев. Обычной сумкой ей пользоваться неудобно: когда Татьяна вешает ее на шею, то люди, по ее словам, принимают ее за нищенку, а если сумка висит за коляской, довольно сложно к ней разворачиваться и контролировать содержимое. Я сделала небольшую сумочку на широком регулируемом ремне, которая напоминает поясную сумку из девяностых с той лишь разницей, что ремень с пряжкой оборачивается вокруг коленей и таким образом их соединяет. Внутри сумочки, зафиксированной на коленях, помещаются паспорт, телефон и очки. Я сама с такой хожу, застегивая ее на талии.
Рюкзак делался для того, чтобы с ним человек мог обращаться при помощи одной руки: он пристегивается к талии, у него одна подвижная лямка, которая позволяет носить его одинаково удобно с любой стороны и спереди, он открывается при помощи боковой молнии, которая есть на каждой стороне. Несмотря на небольшой размер и треугольную форму рюкзак вмещает в себя документы формата А4, которые слегка сворачиваются внутри, но не сминаются.
Фото: Turkina Faso
Фото: Turkina Faso
Фото: Turkina Faso
Фото: Turkina Faso
Фото: Turkina Faso
3. Одежда для людей с ДЦП: надеть одной рукой
Елена Попроцкая:
У людей с ДЦП слабая моторика, поэтому наша одежда в первую очередь должна была решить эту проблему — в основном, она застегивается на магниты и липучки одним движением руки. Края рукавов женского жакета усилены, потому что люди с ДЦП часто стягивают с себя вещи зубами. Игорь Кипчатов, наша модель, жаловался, что джинсы у него долго не живут: у людей с ДЦП икс-образные ноги и колени трутся одна об другую при ходьбе. Поэтому брюки мы сделали с довольно незаметными накладками из плащевки, которая со временем практически не истирается. Молния на брюках расположена наискосок: когда я пыталась понять, как надевать их одной рукой, я поняла, что вот такое движение наискосок мне делать проще. Наши модели это подтвердили.
Марина Жарова:
При раздевании людям с ДЦП довольно сложно вывернуть одежду, поэтому мы сделали двусторонний джемпер, у которого к тому же спинка и перед не отличаются, то есть его можно надевать как угодно, не вертя лишний раз в руках. Проблемы сутулости и перекошенного корпуса частично решил корректор, который мы вшили в майку и платье. Он регулируется, его можно ослаблять. У Игоря, после того как он попробовал корректор, глаза загорелись, он понял, что выглядит довольно стильно, и на фотосессии он вел себя очень раскованно, несмотря на то что это была его первая «серьезная» фотосъемка.
Мария Саввина:
В работе над проектом хотелось сделать одежду, которую будут хотеть носить не только инвалиды. Я создала пальто коконообразной формы на магнитных застежках, достаточно свободное, чтобы сгладить резкие движения, которые бывают у людей с ДЦП, но с зауженными рукавами и низом, чтобы не продувал ветер. Оно двустороннее — это позволяет надеть его другой стороной, если оно вывернулось наизнанку, когда его снимали, ну, и фактор обогащения гардероба тоже есть. Хотелось сделать так, чтобы человек сам, без посторонней помощи смог одеться, поэтому в пальто нет ни одной пуговицы или молнии. Тот же самый принцип применен в платье с запа́хом, оно тоже крепится на магниты, но есть и две крупные пуговицы для надежности. У некоторых людей с ДЦП действует только одна рука — думая об этом, я сделала платье, в которое не надо пролезать, как в трубу, поднимая нерабочую руку, а можно как бы зайти в него сбоку и одной рукой легко застегнуть.
Участие в Bezgraniz Couture дало мне колоссальный опыт, который открыл для меня новое видение дизайна: как сделать так, чтобы одежда в первую очередь была комфортной, но чтобы ее внешний вид от этого не страдал. Все нюансы, которые я учла в одежде для людей с ДЦП, я могу применять и в обычной одежде.
Фото предоставлено пресс-службой Mercedes Benz Fashion Week
Фото предоставлено пресс-службой Mercedes Benz Fashion Week
Фото предоставлено пресс-службой Mercedes Benz Fashion Week
Фото предоставлено пресс-службой Mercedes Benz Fashion Week
4. Костюмы для людей с синдромом Дауна: непродуваемость и адекватность
Марина Жарова:
У людей с синдромом Дауна слабая моторика и специфическое строение тела: фигура грушевидная, с узкими покатыми плечами и широкой талией, короткие ноги и руки. Кроме того, у них снижен иммунитет, поэтому одежда для них должна быть максимально закрытой. Я сделала куртку с высоким воротом, скрывающим второй подбородок и защищающим от ветра, и мужской комбинезон, который можно надеть буквально одним движением, на комбинезоне закреплены несколько светоотражающих элементов. В комбинезоне мы сделали накладки на плечи, которые корректировали фигуру.
Лала Аллахвердиева:
Моей задачей было создать наряд, в котором модели было бы удобно и в котором она бы выглядела адекватно. Костюм должен был отражать ее эмоциональное состояние и характер: люди с синдромом Дауна невероятно мягкие и неторопливые. В итоге получился костюм в японском стиле, пиджак которого застегивается на одну пуговицу, а брюки посажены на резинку. Девушке Наташе, моей модели, костюм подошел по характеру, даже ее движения в нем стали более плавными.
На основе специфики фигуры людей с синдромом Дауна довольно реально составить размерную сетку, которая существенно облегчила бы им выбор одежды. Очень надеемся, что все придуманные нами модели поступят в массовое производство. Тем более эти силуэты подходят для пожилых людей, у которых с возрастом исчезает талия, существенно опускаются плечи и уменьшается рост.