
Безопасность в интернете: как не стать жертвой кибербуллинга

От насмешек до преследования: как проявляется кибербуллинг
Колкость под фотографией в соцсетях или разовая перепалка в комментариях — еще не кибербуллинг. Его главный признак — систематичность. Иногда агрессия в интернете выглядит очевидно, а порой маскируется под безобидные на первый взгляд шутки и мемы. И существует много вариантов ее проявления. Поэтому для начала поговорим об основных формах онлайн-травли, чтобы вы могли их быстро и безошибочно распознать.
Оскорбления и угрозы. Самый узнаваемый вид кибербуллинга, к которому относятся грубые высказывания, дискриминационные комментарии, угрозы физического насилия и многое другое. Подобные деструктивные сообщения могут появляться как в личных чатах, так и в публичных дискуссиях (на форумах, в комментариях и пр.), нанося серьезный эмоциональный удар.
Аутинг. Это явление, когда вопреки желанию человека в Сеть выкладывают компрометирующую информацию, личные переписки, секреты, фото или видео, порой интимного характера. Главное оружие буллера здесь — публичность: он хочет не просто задеть жертву, а сделать так, чтобы над ней смеялись окружающие. Допустим, подросток делится с другом переживаниями или семейными проблемами, а тот выкладывает переписку, превращая ситуацию в предмет обсуждения и насмешек.
Троллинг. Обычно это провокационные высказывания с долей сарказма, про которые агрессор всегда может сказать: «Это же просто шутки». Тролль действует анонимно: это позволяет избежать ответственности за свои действия. Он хочет вывести человека из себя или выставить в негативном свете, чтобы почувствовать собственную важность и силу, подорвать репутацию (целью может являться даже бизнес-конкурент) или просто ради развлечения.
Имитация личности (кетфишинг). Создание фейкового аккаунта с помощью данных и фото реального человека. Часто это делают, чтобы ввести других в заблуждение, опозорить кого-то или публиковать от его имени провокационные посты. Так, агрессор может писать с подобного профиля оскорбления или неуместные признания знакомым и коллегам жертвы, а она не будет подозревать, пока не столкнется с их недоумением или прекращением общения в реальной жизни.
Доксинг. Публикация в открытом доступе персональных данных человека — адреса места жительства, номера телефона, места работы или учебы — без его согласия и с целью травли. Это один из самых опасных видов кибербуллинга, ведь он напрямую угрожает безопасности жертвы уже в реальной жизни. Ей могут начать звонить с угрозами, присылать по адресу проживания неприятные «сюрпризы» или навредить имуществу.
Массовые бот-атаки. Когда под публикациями человека появляются сотни или даже тысячи однотипных сообщений с фальшивых аккаунтов с оскорблениями и угрозами. Они могут распространять ложную информацию, запугивать или просто создавать поток негатива, заставляя жертву замкнуться в себе и удалить контент. Бывает, что этим занимаются группы реальных людей, но нередко кибербуллеры обращаются к автоматическим системам.
Грифинг. Этот вид травли встречается в онлайн-играх. Так называемые «гриферы» намеренно мешают другим игрокам: блокируют прохождение испытания, нападают на союзников, спамят в чате оскорблениями. Допустим, несколько человек договариваются «вывести из себя» одного игрока из команды и целенаправленно мешают пройти уровень, уничтожают его персонажа, а в голосовом чате смеются над ним.
Флейминг. Сознательное провоцирование публичного конфликта в сети с переходом на оскорбления. Иногда подобные комментарии даже не относятся к изначальной теме поста или диалога. Такие перепалки часто затрагивают чувствительные темы и быстро накаляются. Их цель — не обсуждение, а именно разжигание ссоры.
Фрейпинг. Взлом или использование чужого аккаунта для публикации нежелательного контента. Человек может забыть разлогиниться с незнакомого компьютера, а кто-то решит «пошутить», написав провокационный пост в соцсетях жертвы. Распространение сообщений с чужой страницы с просьбой прислать пароль от аккаунта или перевести деньги на карту также относятся к фрейпингу, поскольку для вымогательства используются данные третьих лиц. Эта разновидность кибербуллинга очень опасна из-за возможных репутационных или даже юридических проблем.
Каждая из этих форм онлайн-травли может сказаться на психическом или даже физическом состоянии человека. Кто-то просто блокирует агрессора и мгновенно забывает об инциденте, а для кого-то последствия бывают крайне серьезными.
К чему может привести онлайн-травля
На первый взгляд интернет-атаки могут казаться безобидными, но их последствия бывают разрушительными. Психологическое давление, испорченная репутация, социальная изоляция и даже угроза реальной безопасности — все это возможные последствия интернет-травли.
Психологическое давление. Поток оскорблений, насмешек и угроз может привести к повышенной тревожности, депрессии, снижению самооценки и появлению чувства беспомощности. Постоянный негативный фон влияет на психику, вызывая стресс, апатию, а в тяжелых случаях — суицидальные мысли.
Пример. 19-летний питерский художник публиковал свои работы в интернете, надеясь найти поддержку и единомышленников. Однако вскоре он стал мишенью для агрессивных комментаторов, которые критиковали не только его творчество, но и личность. Постепенно психологическое давление нарастало, и он замкнулся в себе, потерял мотивацию и в конце концов оказался в состоянии глубокой депрессии.
Социальные последствия. Кибербуллинг может разрушить репутацию человека, повлиять на отношения с окружающими и привести к его социальной изоляции. Особенно это актуально для подростков, которые как никто зависят от мнения сверстников.
Пример. Один из одноклассников девушки из Ростова получил доступ к ее заметкам в смартфоне, которые она использовала как личный дневник, и распространил записи в школьных чатах и местном паблике «Подслушано». Ее начали обсуждать и высмеивать, пересылая фрагменты, создавая мемы и распуская слухи. Успеваемость ухудшилась, настроение стало подавленным, а страх перед возможными насмешками заставил ее перестать выходить на связь в соцсетях и мессенджерах.
Реальная угроза безопасности. Некоторые формы кибербуллинга могут представлять опасность не только в Сети, но и в офлайне. Бывают случаи, когда жертву начинают преследовать, распространять персональную информацию или даже провоцируют физическое насилие по отношению к ней.
Пример. Микроинфлюенсер из Москвы открыто высказывала свое мнение на острые темы. Это вызвало волну резких комментариев и хейта от недоброжелателей в интернете, но вскоре ситуация вышла за его пределы. Группа анонимов опубликовала в открытом доступе ее номер телефона и адрес, и девушка начала получать звонки и сообщения с угрозами. Самое страшное произошло, когда один из обидчиков ожидал ее возле подъезда. Испугавшись за свою безопасность, блогер приняла радикальные меры: удалила часть своих страниц, сменила место жительства и обратилась в правоохранительные органы.
Последствия кибербуллинга могут быть крайне серьезными, но важно помнить, что защититься от него возможно. Главное — знать, как правильно реагировать и какие меры предпринять.

Как защититься: пошаговая инструкция
Волшебной пилюли, которая на 100% обезопасит от кибербуллинга, не существует. Но есть способы, которые значительно снизят возможные риски и минимизируют последствия. Речь о соблюдении цифровой гигиены, правильном и адекватном реагировании на угрозы и, конечно, обращении за помощью.
Шаг 1. Обеспечьте приватность в интернете
Один из ключевых (и наиболее простых) способов защиты — ограничить доступ посторонних к вашим данным:
- проверьте настройки конфиденциальности в соцсетях и установите ограничения на просмотр профиля и отправку сообщений и комментариев теми, кого вы не знаете;
- убедитесь, что личные данные (телефон, адрес, email и прочее) не опубликованы в публичном доступе;
- используйте сложные пароли и двухфакторную аутентификацию для входа в приложения: это усложнит подбор пароля, а если он все же будет скомпрометирован, для доступа потребуется ввести код, полученный в SMS или по электронной почте.
Если вы не можете закрыть профиль, потому что используете его для продвижения персонального бренда, избегайте овершеринга — избыточного распространения деталей личной жизни в Сети. Не ставьте точные геолокации, не делитесь слишком личной информацией и финансовыми данными, не публикуйте в реальном времени, что вы в отпуске или находитесь вдали от дома и прочее. Это касается и любых других онлайн-площадок.
Шаг 2. Реагируйте правильно
Как правило, кибербуллерам важны эмоции жертвы. Любая реакция — злость, обида, возмущение — провоцирует новую волну нападок. Поэтому:
- не вступайте в перепалки: игнорирование хейтера иногда приводит к потере его интереса, и победить в дискуссии вряд ли получится — обидчик не стремится прийти к чему-то конструктивному;
- зафиксируйте факты травли: сделайте скриншоты сообщений, постов, комментариев;
- заблокируйте пользователя, если это возможно.
Шаг 3. Сообщите о проблеме
Не стесняйтесь обратиться за помощью. Используйте встроенные инструменты для жалоб на контент: многие платформы оперативно реагируют на сообщения о травле. Если вам кажется, что кибербуллинг начинает угрожать вашей физической безопасности, незамедлительно обратитесь в полицию и пожалуйтесь в Роскомнадзор.
В России предусмотрена уголовная ответственность за различные формы кибербуллинга:
- Лишение свободы на срок от 8 до 15 лет (ст. 110.1 УК РФ) за доведение до самоубийства.
- Штраф до 500 тыс. рублей, обязательные работы или арест до 3 месяцев (ст. 129 УК РФ) за клевету.
- Ответственность также предусмотрена за оскорбления (ст. 5.61 КоАП РФ), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ), а еще угрозы убийством (ст. 119 УК РФ).
Шаг 4. Получите поддержку
Оставаться один на один с этой проблемой — не выход. Расскажите о ней близким, друзьям или коллегам. Иногда простая поддержка окружающих помогает справиться с ситуацией. Если давление становится невыносимым, обратитесь к психологу или на горячую линию. Подростки могут позвонить в «Травли NET», «Детский телефон доверия» или написать в анонимный чат с психологом проекта «1121», а взрослые — по телефону доверия и психологической помощи в регионе проживания. В России также работают центры офлайн-помощи, например, в Москве: «Точка» и «Перекресток».
Особенности реакций и защиты для разных аудиторий
Кибербуллинг, вопреки распространенному мнению, затрагивает людей разного возраста и социального статуса, поэтому подходы к защите могут отличаться.
Дети и подростки чаще становятся жертвами кибербуллинга, но при этом реже обращаются за помощью, опасаясь осуждения или наказания. Поэтому родители могут узнать о проблеме не сразу. Если у вас есть ребенок, обращайте внимание на изменения в его поведении: замкнутость, снижение успеваемости, раздражительность, отказ пользоваться гаджетами. Важны доверительные отношения, чтобы он не боялся делиться переживаниями. Нужно донести, что нельзя молчать и справляться в одиночку, рассказать, как действовать в такой ситуации и к кому можно обратиться, кроме мамы или папы. Регулярно обсуждайте основы безопасного поведения в интернете: расскажите, как защитить личные данные, блокировать агрессоров и реагировать на провокации. Когда онлайн-травля организована одноклассниками или другими учениками из вашей школы, стоит сообщить администрации.
Эмоции взрослых при кибербуллинге мало отличаются от детских — взрослым тоже тяжело не обращать внимания на нападки и ощущать себя как прежде. Но на это накладываются дополнительные чувства вины и бессилия: «Ты же взрослый человек, почему ты не можешь справиться с такой ерундой?» Если вы стали объектом онлайн-травли, для начала важно признать проблему (напоминайте себе, что виноват только агрессор), а затем рассказать о ней друзьям, психологу или собрать материалы для полиции. Если ваш близкий столкнулся с травлей, предложите поддержку, но не давите слишком сильно.
Столкнуться с травлей можно и на работе: 76% россиян работали в организациях, где существует такая практика, а 82% столкнувшихся называют обидчиками непосредственных начальников. Кибербуллинг возможен в рабочих чатах и переписках. Заметив его, обсудите ситуацию с HR или сотрудниками, которым доверяете. Внутри компании обычно существуют механизмы противодействия буллингу: политика нулевой толерантности, анонимные каналы для жалоб, корпоративные кодексы поведения, санкции для нарушителей. Поэтому фиксируйте факты травли (сделайте скриншоты переписки) для себя или коллеги, а затем обращайтесь к HR.
Цифровое общение стало настолько естественной частью нашей жизни, что безопасность реальной и интернет-личностей теперь неразрывно связаны. В сети агрессор чувствует больше свободы из-за анонимности. Но чем чаще люди будут заявлять о кибербуллинге и доводить дело до наступления социальной, корпоративной или юридической ответственности, тем проще жертвам справляться с онлайн-травлей и сложнее обидчикам оставаться безнаказанными.