Билет в никуда. Что делать, если рейс самолета отменили
Из-за снегопада, а потом и гололеда последние несколько дней в аэропортах отменяют рейсы. «Сноб» рассказывает, почему самолет может остаться на земле и что в таком случае делать пассажиру
Почему отменяют рейсы
В Москве снова отменяют рейсы самолетов. В этот раз по причине осадков и сильного гололеда: на несколько дней в город вернулась плюсовая температура, из-за чего в ночь на 22 декабря прошел дождь. Улицы покрыл слой льда — на дорогах утром в четверг образовались пробки, а самолеты в аэропортах не могли подъехать к трапам. Непогода стала причиной отмены 21 рейса.
В конце прошлой недели самолеты также не могли взлететь и приземлиться в аэропортах Москвы, но из-за рекордного за 80 лет снегопада.
Авиарейсы могут отменить не только из-за плохой погоды, но и по другим техническим причинам — например из-за поломки самолета. Кроме того, полет могут отменить по причинам юридическим. Например, 15 декабря часть рейсов из России в Египет были отменены в связи с ограничением воздушного пространства Иордании для авиакомпании iFly. Позже полеты между двумя странами прекратила и компания «Уральские авиалинии». Большинство авиакомпаний продолжают летать в страну без изменений.
Что делать, если рейс задержали или отменили
Задержки рейсов происходят чаще, чем их отмены. Например, 22 декабря из-за непогоды перенесли время вылета для 12 самолетов, и только четыре рейса отменили. При задержке рейса на два часа и больше авиаперевозчик должен предоставить пассажирам бесплатные напитки и пропуск в комнату матери и ребенка. Если же вылет перенесли на четыре часа и больше, перевозчик обязан предоставить питание и разместить пассажиров в отеле.
В случае если информация о задержке рейса появляется после посадки пассажиров на борт, принятие некоторых решений — например об окончательной отмене полета — совершает командир судна. При этом у пассажиров сохраняются все права, что и на территории аэропорта: им должны предоставить еду и воду, а также возможность сделать звонок. Пассажир имеет право покинуть самолет, однако для этого экипажу корабля необходимо согласовать действия со службами аэропорта.
Пассажир также может потребовать денежную компенсацию — 25 рублей за каждый час задержки прилета. Ее выдают при переносе времени вылета по вине авиакомпании. Вернуть можно не больше половины суммы от стоимости билета.
При отмене рейса правила возврата билета отличаются от тех, что действуют при задержке вылета. Условия возврата денег за билеты зависят от авиакомпании и страны вылета. Большинство представителей авиалиний готовы вернуть деньги за билет или предложить вылет другим рейсом. Однако компании не всегда возвращают деньги, если рейс отменили по погодным причинам.
«Если же пассажир находится уже в зале ожидания, можно обратиться к представителям авиакомпании для уточнения альтернативного варианта перелета, то есть поменять билет. Авиакомпания должна пересадить клиента, если на следующих рейсах есть места», — рассказала «Снобу» Елена Шелехова, руководитель пресс-службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip.
Елена Шелехова также уточнила, что в случае отсутствия альтернативы, необходимо обратиться по месту покупки билета за вынужденным возвратом: «Авиакомпания зафиксирует отмену рейса в системе бронирования, этот статус увидят агентства и осуществят возврат. Затем, если перелет еще актуален, можно купить другой билет».
Подготовил Петр Бузлаев