
Бизнес на хрупком: как Roots Flowers превратил «просто букет» в стиль и устойчивую привычку
Зная ваш бэкграунд (Мария окончила Тимирязевскую академию — Прим. ред.), странно задавать вопрос, почему именно цветы, но очень интересно узнать, как бренд Roots Flowers создавался?
Все верно, точка отсчёта — я и моё образование. Любопытно, как студенческие подработки, связанные с цветами, могут стать делом жизни благодаря любви! Сначала я создала первый бизнес — небольшой магазин цветов в своём родном городе, так сказать, вернулась к корням. Пока все в Коврове продавали хризантемы и лилии, я рисковала как могла и везла диковинные ландыши, подсолнухи и другие цветы, которых в городе не было. Через два года я достигла потолка и вернулась в Москву, где открыла Roots Flowers, — ещё два года потребовалось на выход в Санкт-Петербург. С этого началось становление бренда.
То, что вы начинали в Коврове, — символично, но звучит сложно: редкие цветы с коротким сроком годности в городе, где раньше на них не было спроса. Почему вы выбрали именно такую стратегию?
Своей аудиторией я определила тех людей, которые живут не только в пределах города, но и путешествуют, имеют деньги и эстетический вкус. И качество вкуса — не вопрос географии, а скорее насмотренности, она даёт желание увидеть, узнать, получить большее. Условно — не довольствоваться розами в целлофане, а иметь возможность приобрести оригинальный, стильный букет. В любом городе часть населения разделяет эти ценности, и Ковров — не исключение: люди откликнулись спросом на моё экзотическое предложение. Стоит отметить, что эта стратегия значительно поменяла местный рынок.
Кстати, об этом. Каким был десять лет назад московский цветочный рынок?
Ситуацию можно описать как довольно контрастную. С одной стороны — интернет-магазины с обычными, буквально примитивными букетами, с другой — салоны, где именитые флористы-чемпионы собирали что-то роскошное за огромные деньги, а также небольшой сегмент студий с авторскими букетами. Нам удалось предложить рынку что-то новое — удобный сервис, где ты можешь заказать не просто цветы, а тематический букет в формате готового решения без лишних вопросов и уточнений, буквально в несколько кликов. Сейчас — это база, но раньше — уникальное предложение.
Эстетика и высокий сервис проявлялись и в работе над «продуктом» — например, ставшая классической форма кулька для букетов была придумана в Roots Flowers, — и во внимании к деталям. При заказе букета можете быть уверены: мы подумали обо всём — как утеплить цветы, как курьер будет их везти, насколько удобна переноска, есть ли одноразовая ваза, инструкция по уходу и фирменная открытка.
Вы говорили, что название Roots для вас — про укоренённость бренда в жизни покупателей и устойчивую связь с ними. А какая у вас самой личная точка опоры — ваш внутренний «корень», на который вы опираетесь?
Цветы — очень сложный, хрупкий продукт, а ещё у тебя нет праздников в обычном понимании, ты всё время в работе и держит только любовь к цветам, команде, бренду. Это вдохновляет меня.
Кажется, что вас вдохновляют задачи со звёздочкой. Расскажите про вызовы, которые были на старте проекта?
Вызовы были не только на старте. Они есть постоянно: то подвёл поставщик, то под санкциями те или иные цветы. Из недавнего — закрытые границы и фуры, которые не пускают, а в городе — ни цветка! Но даже если что-то происходит не так, то нужно искать пути решения — это мы и делаем!
В идеале как хотели вырасти и какие цифры хотели увидеть?
Не было цели занять рынок, но всегда был важен рост и развитие. Я смотрю не на других, а на то, каким бренд был раньше, что растут не только цифры, но и качество, эстетика. Мы всё время заняты усовершенствованием продукта, сейчас предложение есть на любой бюджет: от 3990 за букет-комплимент до условно 50 000 для значимого повода или когда нужно произвести впечатление.
Раньше цветы были праздничной или печальной стороной жизни, сейчас они вошли в нашу повседневность на постоянной основе. Почему так произошло и действительно ли цветы — это база?
Верно, культура потребления изменилась, и это произошло в пандемию: люди стали иначе относиться к своим домам, и случился бум на цветы, домашние растения, предметы декора. Переосмысление, замедление, желание украшать свой быт — всё это результат того, что мы оказались дома, увидели его по-новому. Также социальные сети сформировали новые стандарты эстетики — и вот, перезагрузка общественного мышления, породившая хорошую привычку. У меня самой появилась традиция: каждую пятницу ставлю в вазу новый букет.