Фейк-ньюз в сети. Как фактчекинговые платформы опровергают ложную информацию
Проект «Лапша Медиа» презентовал отчет по распространению фейков в России. «Сноб» рассказывает, как часто в социальных сетях появляется ложная информация и как с ней борются фактчекеры
Фактчекинговая платформа «Лапша Медиа» презентовала первые результаты своей работы в борьбе с распространением фейков в России. По информации «Лапши Медиа», в 2022 году наибольшее количество ложной информации было опубликовано в марте и сентябре. На пресс-конференции 20 декабря создатели платформы впервые показали собранные данные и рассказали о методах борьбы с фейками и дальнейшем развитии проекта.
Чем занимается «Лапша Медиа»
Проект «Лапша Медиа» запустился в июне 2022 года. Его сотрудники собирают непроверенные новости и отправляют их специалистам. В процессе перепроверки информации используют официальные документы, научные исследования, а также обращаются к первоисточникам и экспертам в различных областях.
Услуги фактчекинга на сайте проекта открыты для всех пользователей. Кроме того, ресурс открыл доступ к базе доказанных фейков и образовательным материалам, в которых рассказывают о методах борьбы с ложной информацией.
По мнению аналитиков «Лапши Медиа», в следующие два года количество фейков в интернете может увеличиться, поэтому проект пробует новые технологии фактчекинга и перепроверки новостей. «Мы используем классические методы фактчекинга и современные технологические в сочетании. Мониторинг, например, мы применяем, чтобы видеть нужную информацию по тегам, ключевым словам и геолокации в разных каналах. Ни один человеческий ресурс не способен эту систему заменить. Но все же компьютерные системы несовершенны, поэтому ключевые решения принимают эксперты», — рассказал «Снобу» Владимир Табак, гендиректор организации «Диалог», которой принадлежит проект «Лапша Медиа».
Сейчас у проекта есть четыре крупных партнера, с которыми активно сотрудничает «Лапша Медиа»: Высшая школа экономики, информационное агентство ТАСС, Lenta.ru и 360tv.
Сколько фейков зафиксировали за 2022 год
В первой половине 2020 года, когда пандемия коронавируса только начиналась, в Рунете зафиксировали десятикратный рост числа фейков. Также рост числа неподтвержденных публикаций регистрировали в марте и сентябре 2022 года. Продолжает расти и число фейков, основанных на конспирологии и теориях заговора. Общее число публикаций с ложной информацией, по данным организации «Диалог Регионы», в 2022 году выросло в шесть раз по сравнению с 2021 годом — с 1,5 миллиона до 9 миллионов сообщений.
«Лапша Медиа» проанализировала все фейки и выяснила, что 16% составляют архивные или созданные специально видео, 11% — посты и комментарии пользователей. Остальные фейки появляются в сети в виде поддельных документов и аудиозаписей. Большую часть ложных сообщений публикуют в формате намеренной дезинформации (61% от общего количества фейков).
Наибольшее количество ложной информации «Лапша Медиа» зафиксировала во «ВКонтакте» и «Одноклассниках» — на эти соцсети приходится примерно половина всех фейков Рунета.
В среднем фейки активно распространяются в интернете в течение трех дней. Реже — от четырех дней до недели и дольше. В дальнейшем подобная информация теряется в сети, а в интернет-пространстве появляются новые ложные сообщения.
Подготовил Петр Бузлаев