Как и зачем Москва приручает дикую уличную культуру
Уличная еда
Стритфуд в Москве давно перерос банальные шаурму и чебуреки, теперь это кухни всего мира: от сладких испанских чуррос до новогодних трдельников, а точки уличной еды – от аккуратных шале в парках до масштабных гастрофестивалей.Например, на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030» можно попробовать блюда в тематически украшенных павильонах с едой на Манежной площади. Больше месяца организаторы знакомят гостей с кулинарной культурой России. Здесь проходят поединки шеф-поваров московских ресторанов, открытые мастер-классы, по вечерам звучит музыка.
Уличные художники
На форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030» на «Красном Октябре» была создана площадка «Коробка» с огромными кубами, которые могли расписывать и уличные художники, и обычные посетители. В росписи «Коробки» участвовали 34 художника и 200 гостей, создавая абстрактные композиции и персонажей.Один из художников «Коробки», известный под псевдонимом Сахар18, уверен, что уличное искусство будет существовать всегда и везде, и бороться с ним бессмысленно.«Оно должно находиться на улице, при этом легальным оно будет или нелегальным – оно все равно будет. Его место в Москве будущего – там же, где и сейчас: везде. Открытые пространства, галерейные проекты, эстакады вдоль дороги, фасады домов. Вопрос в том, как художники будут интегрировать его в пространство».«Уличное искусство – понятие широкое, – продолжает Сахар18. – Есть, например, мурализм – роспись фасадов, и это, безусловно, украшение города. Классическое граффити – это быстрая работа, и к ней может быть отношение неоднозначное. Граффити и мурализм нужно разделять – рисование на фасадах портретов или пейзажей не имеет ничего общего с классическим быстрым граффити».Куратор галереи НЕТСТЕН в ЦСИ Винзавод, художник Дмитрий Аске, делает акцент на важности взаимодействия города и художников: чтобы вписать произведения паблик-арта в городскую среду, нужно готовить их еще на этапе разработки архитектурных проектов.«Здесь большую роль играют кураторы, которые умеют грамотно оценить потенциал того или иного места и правильно подобрать художника, чей стиль и отношение к работе лучше всего соответствуют задаче», – отмечает Аске.Урбанист Иван Митин добавляет, что уличная культура может создать смысл, уникальность и идентичность жителей там, где, казалось бы, совсем ничего нет. Например, это касается новых жилых комплексов. Здесь уличное искусство помогает придумать уникальные символы для построенного района или города.
Уличные музыканты
Проект «Уличный артист» дает возможность выступать на четырех десятках московских площадок всем творческим людям. Площадки отличаются по вместимости и по звуковому режиму – музыкальные, акустические, музыкально-акустические и даже бесшумные.Устроить концерт под открытым небом можно так: зайти на страницу проекта «Уличный артист», выбрать удобную площадку, дату и время, дождаться одобрения заявки и пойти выступать.Восемь лет назад, когда проект только появился, за день выступало в среднем 4 музыканта, сегодня эта цифра выросла до 35, а общее количество выступлений в прошлом году превысило 20 000.
Уличная торговля
На фестивале «Лето в Москве. Все на улицу!» до 8 сентября можно найти интересное уличное событие – винтажный маркет на Чистопрудном бульваре. Это отличное место для тех, кто ищет антиквариат и уникальные вещи из частных коллекций. Здесь представлены советский фарфор и фаянс, предметы интерьера, нумизматика, открытки, бижутерия и многое другое от известных коллекционеров столицы.Посетители могут не только увидеть, но и приобрести предметы быта XVIII–XX веков, а также узнать их историю и предназначение. Легальность таких мероприятий гарантирует покупателям подлинные и исправные товары по разумным ценам, а продавцам – безопасную торговлю.Продуктовые ярмарки на фестивале тоже есть. Их можно узнать по яркому оформлению павильонов, выполненных в разных стилях – от русского купеческого до японского. Некоторые и вовсе похожи на замки.Чтобы попасть на ярмарки выходного дня, достаточно подать заявку на сайте mos.ru. Для участия в межрегиональных ярмарках нужно обратиться в органы исполнительной власти по месту производства и отправить анкету на email [email protected].
На этих ярмарках можно найти только продовольственные товары и иногда – настоящие гастрономические эксперименты, вроде улиток в специальном соусе или уникальных сыров.
Локальная идентичность
«Городам и в особенности периферии крупнейших городов не хватает уникальности, смыслов – того, за что их можно полюбить. Ну а их жителям не хватает локальной идентичности, привязанности к своему городу как к дому, чувства принадлежности к своему локальному сообществу – соседей и друзей. Уличное искусство, например, – хороший инструмент для решения этой проблемы. Оно создает репрезентации общих ценностей, яркие символы районов и целых городов», – отмечает урбанист Иван Митин.
Уличная культура – явление, с которым бессмысленно бороться, потому что оно исходит прямо из потребностей горожан: в творчестве, редких товарах или дополнительном заработке. Лучшее, что может сделать город, – это пойти навстречу москвичам, а лучше – превратить улицу в пространство, легальное и удобное каждому.
Автор: Ольга Обыденская