В США убили молодую актрису Имани Смит из бродвейского «Короля Льва»
В США воры потеряли банкомат во время побега
Минтранс Казахстана опубликовал отчёт о крушении самолёта AZAL
Вышел 112-й номер журнала «Сноб»
Общество

Копить, тратить или инвестировать? Финансовый код поколений

За последние десятилетия роль денег как всеобщего эквивалента значительно усилилась и трансформировалась. Сто лет назад деньги в основном обслуживали реальный сектор — торговлю и производство. Сегодня объем финансовых активов многократно превышает объем мировой торговли товарами и услугами. Деньги сами стали товаром: они порождают новые активы через сложные финансовые инструменты. Эти фундаментальные изменения повлияли и на то, как люди распоряжаются своим бюджетом. Исследовать эволюцию финансового поведения мы попытались в совместном проекте «Сноба» и ВТБ, обсудив ее с директором Федерального методического центра по финансовой грамотности, руководителем кафедры инфраструктуры финансовых рынков, профессором ВШЭ Николаем Берзоном. Про то, как копят и тратят и инвестируют разные поколения, — в статистике ВТБ

Поколение Z уже сейчас самое многочисленное на Земле за всю историю. В конце десятилетия больше половины рабочей силы будет состоять из зумеров. Их финансовые привычки начинают определять общемировые экономические тренды. 

Чем отличается финансовое поведение зумеров?

Возможностей зарабатывать значительные суммы в юном возрасте у них гораздо больше, чем у представителей любого другого поколения. 

Они не верят в карьеру и пенсию. Зато выработали собственную стратегию против выгорания на работе. Это система «мини-пенсий», цикл: два года — работа и накопления, один год — жизнь на сбережения. 

В 2025 году у молодежи широкий отклик получило испытание «Год без покупок», предполагающее добровольный отказ от необязательных трат, таких как использование такси, кофе навынос, одежда, косметика, лишние гаджеты.

Зумеры обнаружили новый вид фобии — финансовое дисморфическое расстройство — психологическое состояние, при котором человек испытывает повышенную тревожность от того, что зарабатывает меньше других.

Среди них встречаются FOMO — люди, переживающие из-за упущенной выгоды, и YOLO — культивирующие осознанную импульсивность в расходах ради сиюминутного удовольствия.

Как вы считаете, есть ли разница в финансовом поведении представителей разных поколений? И если да, то чем она обусловлена?

Разумеется, разница есть. Старшее поколение долгое время жило в условиях всеобщего равенства, где не стояло проблемы выбора финансовых инструментов. Существовало единственное учреждение — сберкасса, и если человек хотел делать накопления, единственным вариантом был вклад под 3 % годовых. В те годы инфляция не была столь высокой, и хотя проценты по вкладам немного отставали от ее уровня, многие регулярно откладывали деньги. В итоге на счетах скопилось достаточно много средств. Этот образовавшийся денежный навес не был обеспечен товарной массой. Все, что появлялось на прилавках, моментально сметалось. В те времена мы говорили не «сходить в магазин», а «достать»: колбасу, сапоги, пальто, которые не лежали на полках, а «выбрасывались» — так обозначали неожиданное появление дефицитного товара. Наиболее уважаемыми людьми были мясники и продавцы в универмаге, у которых можно было что-то приобрести из-под прилавка.

Затем наступил 1991 год, была проведена денежная реформа, которая практически конфисковала накопления трудящихся. Государство разрешило гражданам снять с их собственных счетов лишь 500 рублей, а остальные средства заморозило на неопределенный срок. Это стало страшным ударом, подорвавшим доверие населения к государству. Многие потеряли честно заработанные деньги, которые копили годами на старость, свадьбы, похороны. Такой стресс повлиял на сознание масс. 

Последующий этап приватизации закономерно вызвал у большинства населения недоверие — люди не хотели вникать в новые механизмы. Произошло расслоение общества — условно на две категории. Первая — это люди с предпринимательской жилкой, готовые пробовать что-то новое. Они воспользовались благоприятным моментом и недорого купили очень хорошие активы: акции «Газпрома», РАО ЕЭС, «Сургутнефтегаза», «Норникеля». Большинство же потерялось в новых реалиях, потому что предприятия закрывались, зарплаты не выплачивали месяцами.

По данным «ВТБ Мои Инвестиции», доля капитала бэби-бумеров на брокерском обслуживании ВТБ — 37 %.

Люди, родившиеся в послевоенные годы, до сих пор хранят в памяти эти потрясения. Они избегают рисков и выбирают самый надежный инструмент — банковский вклад. Сегодня на депозитах пенсионеров лежит 61 трлн рублей. С моей точки зрения, это свидетельство не финансовой безграмотности, а осознанного отказа от риска.

С точки зрения финансового поведения эти люди педантичны, дисциплинированны и экономны. Они продолжают откладывать даже с небольшой пенсии — пусть 2 % дохода, но стабильно. 

В каких условиях сложились финансовые привычки следующего поколения? И что их отличает от отцов и детей?

Поколение X с юности живет в рыночных условиях. Они с детства видели, как родители трудятся: папа работает сверхурочно, мама подрабатывает, — и усвоили: деньги даются трудом. Чтобы получать нормальный доход, нужно окончить хороший университет и найти достойную работу. Сегодня этим людям 40–60 лет, у большинства есть высшее образование, высокая квалификация и финансовая подушка безопасности. Я бы выделил два главных тренда: банковские депозиты и сдаваемая недвижимость. Причем доход от аренды они, как правило, тоже откладывают. 

У поколения X сейчас плодотворный возраст: ошибки молодости уже позади, а впереди еще долгая жизнь, которую хочется прожить в достатке. Мы со студентами подсчитали: для того чтобы после выхода на пенсию качество потребления оставалось на прежнем уровне, нужно откладывать около 10–11 % дохода начиная с 35 лет. Большинство представителей поколения X это понимают.

С другой стороны, я замечаю у представителей этого поколения некоторую инертность мышления. Например, с 2015 года существуют ИИС — индивидуальные инвестиционные счета с налоговыми льготами. Но люди 40–60 лет редко ими пользуются. Они прекрасные специалисты, глубоко знающие свое дело, но выйти из накатанной колеи для них сложно.

По данным «ВТБ Мои Инвестиции», доля капитала представителей поколения Х на брокерском обслуживании ВТБ — 48 %.

Какие финансовые практики, свойственные молодежи, наиболее радикально отличают их от представителей других поколений?

По моему мнению, главная особенность молодежи — очень оптимистичный взгляд на жизнь. Исходя из своих радужных ожиданий, они соответствующим образом инвестируют. Например, я им рассказываю, что на фьючерсах можно заработать и 50 %, и 100 %, и 300 %, но это очень рискованные инструменты, разумно вкладывать в них не больше 5 % портфеля. Ребята говорят, наоборот, это один из самых интересных активов. Я возражаю: на нем можно все потерять. Они, в свою очередь, аргументируют свое мнение: заработать можно 200−300 %, а потерять — только 100 %. Вот такая у них психология, отражающая восприятие в розовых очках.

По данным «ВТБ Мои Инвестиции», портфель среднестатистического миллениала отличается наиболее агрессивной структурой. В нем наибольшая среди всех поколений доля акций, наименьшая — облигаций и незначительная часть средств в инвесткопилке (инструменте, при котором часть дохода автоматически направляется на инвестиции). 

Суммарная доля капитала представителей миллениалов и зумеров на брокерском обслуживании ВТБ — 14 %.

Любой мой студент планирует сам формировать инвестиционный портфель. Это имеет смысл, только если человек хочет получать доходность более высокую, чем дает рынок. Потому что, если вы хотите идти в ногу с рынком, достаточно купить пай какого-нибудь фонда. То есть эти молодые люди собираются переиграть инвестиционные подразделения больших финансовых структур, которые обладают несравненно большими финансовыми ресурсами.

В отличие от старшего поколения молодежь охотнее инвестирует в криптовалюту, осознанно принимая связанные с этим риски.

На что молодежь берет кредиты? Считается, что зумеры предпочитают не иметь личного транспорта, покупка жилья для них слишком тяжелое бремя, а на отпуск они склонны копить. При этом, по данным ЦБ, банки стали чаще одобрять кредиты заемщикам в возрасте до 20 лет. На что они берут кредиты? И как вы считаете, насколько зумеры закредитованы?

Не думаю, что сильно закредитованы, потому что они еще слишком молоды. Большую сумму им просто не дадут — потребуют справку о доходах. 

У нас были дискуссии с учениками по поводу кредитов, большинство предпочитает их не брать. Причем если старшие поколения считают ипотеку и кредит на образование вполне здравым финансовым поведением, то многие молодые люди не готовы брать кредит даже на жилье. Особенно это характерно для ребят из ИТ-сферы. Они часто работают удаленно, чувствуют себя гражданами мира, берут пример с зарубежных сверстников и хотят легко перемещаться. 

Любая возрастная категория разноплановая. Я выделяю два тренда. Среди молодежи большая часть старается принимать очень взвешенные финансовые решения, это будущие консервативные инвесторы. Есть другие студенты — безбашенные, они работают с плечом, на заемные деньги, рискуют, но в допустимом объеме. 

В целом нынешнее поколение молодых умнее, чем мы были в их возрасте. Они больше знают, у них больше возможностей. 

Фото: из личного архива Николая Берзона

0
0

Подписывайтесь на наши соцсети:

Телеграм ВК Дзен

Читайте также

Каждый — вселенная, вместе — орнамент масс

Представители своей эпохи от Чаплина до вампира: киногерои как культурные маркеры

От классики до симулякра: как поколения выбирают книги в мире без идеалов