Фото: Pexels

Правила судебной игры

В Хорошевский районный суд Москвы 25 мая поступил коллективный иск к Sony Interactive Entertainment Europe Limited (европейское подразделение Sony) и к московскому офису Sony — пишут «Ведомости». Издание изучило текст искового заявления, по которому истцы, 28 пользователей консолей Sony PlayStation, «просят предоставить доступ к PlayStation Store, вернуть возможность приобретать программное обеспечение, в том числе игры, а также компенсировать моральный вред — 280 млн рублей на всех обратившихся». Возможность полноценно пользоваться сервисом компании, предназначенном для покупки и обновления игр для консоли PlayStation, была ограничена 10 марта.

Юрист истцов, старший юрист практики разрешения споров «ССП-консалт» Станислав Исаков, назвал причиной обращения ограничение доступа пользователей к PlayStation Store. «У многих игровых консолей нет дисковода и, фактически, полноценно использовать их теперь нельзя. Получается, что клиенты компании заплатили немалые деньги, а качества услуги, на которое рассчитывали, не получили».

По словам Исакова, основанием для обращения стало то, что в условиях использования программ Sony нет положений, что компания может по каким-либо причинам, кроме нарушения условий использования, заблокировать доступ к PlayStation Store. Тем не менее, компания это сделала. Юрист считает, что теперь каждый пользователь может требовать защиты своих интересов и прав по законодательству той страны, в которой он находится, в частности в РФ — по закону о «Защите прав потребителей». Согласно ему, организациям запрещено отказывать в услугах без достаточных на то оснований — в частности, если было нарушение условий пользовательского соглашения. По мнению юриста, таких причин не было.

По мнению управляющего партнера юридической фирмы DRC Саркиса Дарбиняна, даже если истцы добьются успеха, вероятность исполнения такого решения суда не велика, потому что головная компания находится за границей.

«В подобных делах, даже если суд признает иск правомерным, — говорит Дарбинян, — компания может ответить, что они не могут принимать оплату из-за санкций, то есть, по сути, из-за форс-мажора. Если в суде докажут, что оказывать услуги сервис  может и постановят выплатить компенсацию, то исполнит ли Sony это решение — большой вопрос: мер принуждения для этого у нас нет. А в пользовательском соглашении обычно есть уточнение, что все споры подчинены не российскому законодательству и праву, а месту юрисдикции. Также там могут быть оговорены условия, при которых компания может ограничить возможность использовать свой сервис. В общем, способы вывернуться защита найдет».

На предыдущем уровне

В феврале 2022 года группа «М.Видео-Эльдорадо» оценила продажи консольных игр на физических носителях («М.Видео-Эльдорадо» занимает 60% этого рынка) за предыдущий год и сообщила, что доля PlayStation составила 65%. Согласно исследованию «Чек индекса», в апреле объем продаж консолей PlayStation в денежном выражении упал в России на 78% в сравнении с показателем прошлого года. На первое место вышли продажи приставок для классических 8 и 16-битных игр. При этом в презентации 2021 года о глобальных планах компании Россия была выделена как одна из трех перспективных стран для роста вместе с Китаем и Индией.

По мнению владельца медиа о видеоиграх «Канобу» и «Игромания» Гаджи Махтиева, полноценно пользоваться игровыми платформами сейчас россияне не могут — во всех онлайн-магазинах игр действуют ограничения. «Steam, Google Play, App Store, Nintendo так или иначе резко срезали свой функционал: от возможностей купить игру до пополнения баланса аккаунта. Разного рода варианты доступа к функционалу все еще есть, но среднестатистическому пользователю они не подойдут — из-за технических сложностей и затратам по времени, чтобы разобраться в них. И рекомендовать ни один из таких возможных способов я бы не стал».

По мнению Махтиева, ожидать на российском рынке новых игроков онлайн-магазинов игр, которые смогут предложить сопоставимый с зарубежными фирмами сервис, не стоит: «Вместо этого у нас будет расцвет пиратских сервисов, они будут основными бенефициарами в текущей ситуации в индустрии гейминга». 

Ранее издание «Коммерсант» проводило анализ рынка и также пришло к выводу, что «сейчас в России нет маркетплейса игр, способного конкурировать с зарубежными платформами дистрибуции по числу игр».

Главной задачей иска своих подопечных Исаков видит восстановление доступа всех обратившихся к системе PlayStation Store: «В качестве ответчиков мы привлекли и дочерний московский офис компании Sony. Если наши требования будут удовлетворены, мы обратимся за компенсацией морального вреда как раз к последней. Но вообще хотим решить проблему в формате диалога».

Адвокат говорит, что рассчитывает на справедливое для всех сторон решение. При этом размер морального вреда, по 10 млн рублей на каждого истца, он считает соразмерным: кроме стоимости самой консоли, пользователи тратили деньги на дополнительное оборудование, игры, подписки. Помимо этого, отмечает Исаков, по искам о моральном вреде всегда присуждают суммы в зависимости от «внутреннего убеждения» суда и размеров ущерба.

По мнению Дарбиняна, истцы в этом деле, вероятно, рассчитывают повлиять на практику принятия неизбирательных санкций со стороны технологических компаний по отношению к российским пользователям и попробовать таким образом убедить эти компании по-прежнему предоставлять сервис в России. «Обжалование подобных действий можно назвать правильной практикой: с точки зрения гражданского и международного права, когда любая крупная компания, от которой зависят миллионы пользователей, может просто взять и отключить свой сервис — это большая проблема».

Подготовил Денис Бондарев