Не катит. Когда закон сделает самокаты безопасными
Вокруг электросамокатов не утихают бурные дискуссии: одни на них беззаботно рассекают, другие шлют им вслед проклятия. Управление самокатами не отрегулировано на законодательном уровне, именно этот факт считают причиной роста аварий на тротуарах и дорогах. «Сноб» разобрался, как ездить на самокатах согласно ПДД и каких изменений в регулировании этой сферы стоит ждать в будущем
30 июня сенатор Александр Башкин предложил ставить электросамокаты на учет в ГИБДД, страховать и платить за них налог. По его словам, причина инициативы — рост «статистики травматизма [от использования таких транспортных средств] в геометрической прогрессии». Страхования компания ВСК спрогнозировала, что ОСАГО для электросамокатов будет стоить 7–15 тысяч рублей.
Количество ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов, моноколес, сигвеев — действительно растет, но в меньших масштабах. По данным МВД, в 2021 году в ДТП с участием СИМов погибли 20 человек, за год до этого — семь. Всего в прошлом году зафиксировали 672 ДТП с СИМами, 704 человека были ранены и получили травмы. За пять месяцев 2022 года количество ДТП с участием средств индивидуальной̆ мобильности выросло на 35%, до 158 случаев.
«Но и этой статистике верить нельзя, поскольку люди на электросамокатах и скутерах считаются пешеходами и по многим инцидентам попадают в этот разряд. На самом деле, случаев гораздо больше. Это неудивительно, ведь число электросамокатов также растет в геометрической прогрессии», — заявил Александр Башкин.
Ранее сообщалось, что в России хотят запретить использование электросамокатов детям до 18 лет, присвоить каждому транспортному средству индивидуальный номер, а также признать источником повышенной опасности. Пока ни одна из этих мер не была реализована.
Одновременно с Башкиным, 30 июня, о ситуации с СИМ высказался глава Госавтоинспекции РФ Михаил Черников. Он пообещал журналистам, что до конца года статус и правила использования электросамокатов будут урегулированы. Кроме прочего, необходимость этого Черников объяснял тем, что видеорегистраторы фиксируют отдельные случаи передвижения на электросамокатах со скоростью под 100 км/ч, в регионах же, по сути, нет инфраструктуры для их использования.
Спрос на электросамокаты растет, но не стремительно: москвичи с начала 2022 года совершили более девяти млн поездок на электросамокатах, в 2021 году их было 8,6 млн. По сообщению издания «Ведомости», в московских шеринговых компаниях сейчас 30 000 электросамокатов, к концу года их станет 40 000.
Какие ограничения действуют сейчас
Самокаты мощностью более 250 Вт и менее 4000 Вт приравниваются к категории транспортного средства «мопед», соответственно, водителю для его управления нужны права категории «М». Двигаться на таком транспортном средстве нужно по правому краю проезжей части. Также нельзя управлять самокатом, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине, перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства, и перевозить детей до семи лет при отсутствии специально оборудованных для них мест. Также при движении на самокате человек должен надеть шлем.
Сейчас юридический статус электросамокатов не определен, человек за его рулем считается пешеходом, хотя в ДТП с участием электросамокатов с мощностью больше 250 Вт суд признавал их как транспортное средство. Обновленную версию проекта поправок к ПДД, выделяющих самокаты в категорию «средств индивидуальной мобильности», Минтранс и ГИБДД подготовили больше года назад, но она до сих пор не принята. Документ подразумевает выделение СИМов в отдельную категорию, ограничение скорости для таких устройств составит 25 км/ч. За нарушении правил дорожного движения предлагают выписывать штраф от 800 до 1500 рублей.
По словам Александрова Нилова, сообщество любителей городских самокатов Let's kick Moscow, организатором которого он является, появилось в 2011 году, и его участники могли отследить всю эволюцию взаимодействия пешеходов, автомобилистов и самокатчиков, когда электросамокатов на улицах российских городов еще даже не было «Сложность с внесением поправок, насколько я знаю, заключается не только в том, что ведомства не могут договориться между собой, проблема еще в том, что в 2018 году был утвержден мораторий на внесение изменений в ПДД. Но поправки эти очень нужны, — оценивает законодательную инициативу Нилов. — потому что сейчас человека могут оштрафовать как за движение по тротуару, так и за езду без шлема, то есть в одном случае в статусе пешехода, в другом — в статусе транспортного средства».
По словам Нилова, поправки Минтранса в массе своей адекватные: в документе учтено разграничение зон движения самокатов (если велодорожек нет, то можно использовать и тротуары), ответственность, ограничения по скорости и движению в толпе. Главный вопрос, считает эксперт, состоит в том, кто будет это контролировать. «Минтранс в документе предлагает использовать видеонаблюдение, но надо понимать, что в условной Рязани оно не работает так же, как в Москве. Получается, что где-то будут штрафовать по камерам, а где-то на глаз. Но основная проблема еще и в том, что люди, которые готовили документ, не общались с продавцами электросамокатов и не учли ряд технических деталей, из-за чего на таможне зависнет много устройств, причем совершенно необоснованно».
27 июня, Президентский Совет по правам человека (СПЧ) направил в правительство запрос с просьбой ускорить принятие проекта поправок в ПДД и разработку ГОСТа для средств индивидуальной мобильности (СИМ) — самокатов, моноколес и гироскутеров.
Вопреки расхожему мнению, самыми безопасными электросамокатами можно считать те, которые предоставляют сервисы их аренды: мощность двигателя у таких устройств не превышает 250 Вт, скорость — 25 км/ч, есть обязательный передний амортизатор для сглаживания покрытия, механическая система торможения, фонарь и звонок. Они запрограммированы на автоматическое снижение скорости в «медленных зонах» — до 15 км/ч на участках с высокой аварийностью и большим количеством пешеходов. В некоторых частях городов шеринговые сервисы ограничивают езду на самокатах полностью, в Москве таких зон 110. Как раз эти ограничения и предлагают использовать в ГОСТе для СИМ в предложенном законопроекте.
«С ГОСТом проблема в том, — говорит Нилов, — что из-за ограничений в нем мы, например, лишимся такого транспорта, как моноколесо. Владельцы этих устройств могут пользоваться всей защитой, соблюдать правила дорожного движения, но из-за технических требований — например вмонтированного GPS-трекера или необходимости иметь пульт управления — ввоз моноколес будет запрещен. В нашем сообществе говорят, что после принятия ГОСТа, разрешенными останутся только шеринговые электросамокаты».
По словам начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрия Митрошина, сложность принятия поправок в ПДД согласно законопроекту заключается в том, что это «возможно только путем переиздания ПДД целиком, а это процесс не быстрый и не простой».
Подготовил Денис Бондарев