Немедленно надушиться. Зачем москвичи купались в фонтане с одеколоном
10 ноября в Москве открылась выставка «Слава и величие парфюмеров царской России». На ней воссоздали фонтан 1882 года, из которого вместо воды льется одеколон. «Сноб» рассказывает, кто придумал эту инсталляцию и как появились знаменитые духи «Красная Москва»
На ВДНХ открылась экспозиция, посвященная истории парфюмерии и косметики времен Российской империи. В залах показывают более 700 предметов быта: парфюмерные наборы, флаконы, духи, одеколоны, помады, пудры, мыло. Но одним из главных экспонатов выставки стал «парфюмированный» фонтан — копия созданного французским парфюмером Анри Брокаром фонтана 1882 года, из которого вместо воды лился одеколон.
Детское мыло и духи для императрицы
Анри Брокар родился в Париже в богатой семье парфюмеров. В 1861 году знакомый отца Брокара, известный французский парфюмер Константин Гик, позвал молодого человека на должность лаборанта в своей компании в России. Анри согласился, переехал в Москву и сменил имя на более понятное по звучанию русскому человеку — Генрих. Позже он решил открыть в Теплом переулке собственную парфюмерно-косметическую фабрику. Свой бизнес Брокар начал с выпуска детского мыла. Постепенно дела компании пошли в гору, парфюмер разнообразил ассортимент и помимо детского мыла начал выпускать банное. Хитом стало мыло под названием «Народное». Финансовый успех позволил Брокару построить новые цеха и расширить производство.
В 1871 году француз вместе с купцом Василием Германом запустил марку «Торговый дом Брокар и Ко» и начал выпускать пудру, шампуни и губную помаду. Популярность Брокару принесла неожиданная благосклонность дочери императора Александра II. В 1873 году княгиня Мария Александровна приехала с визитом в Москву из Великобритании. Узнав об этом, Брокар передал монаршей особе букет цветов, в который вложил флаконы с духами собственного производства, еще не поступившими в продажу. Ароматы так понравились герцогине, что она назначила компанию Брокара придворным поставщиком парфюма.
После этого «Торговый дом Брокар и Ко» начал массовое производство одеколонов и духов. Первый аромат назывался «Цветочный» и состоял из нот гвоздики, ландыша и жасмина. В 1882 году француз решил представить новинку на Всероссийской промышленно-художественной выставке на Ходынском поле и придумал оригинальную рекламную кампанию. Он попросил установить в одном из павильонов фонтан и залить в него вместо воды свой новый парфюм. У инсталляции столпились десятки желающих налить продукцию в бутылки и искупаться в ней.
Продукция компании Брокара пользовалась успехом не только в России, но и за границей. Еще одними духами, которые прославили торговый дом, были цветочные духи «Персидская сирень».
От «Торгового дома Брокара» до «Новой зари»
В 1893 году «Торговый дом Брокар и Ко» переименовали в «Товарищество Брокар и Ко». Оно продолжило работу и после смерти Генриха в 1900 году. Главным парфюмером стал Август Мишель, который до этого работал на предприятии парфюмером-лаборантом.
Мишелю удалось впечатлить еще одну представительницу императорской семьи — супругу Николая II Александру Федоровну. К 300-летию Дома Романовых он собрал для императрицы букет из восковых роз с парфюмированным ароматом. Александра Федоровна попросила Мишеля создать для нее духи с этим запахом в единственном экземпляре. Парфюмер назвал аромат «Любимый букет императрицы».
После Октябрьской революции в 1917 году детище Брокара национализировали. На его месте появился Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный завод № 5, который позже переименовали в «Новую зарю». Мишель остался главным парфюмером на предприятии. В 1925 году он создал самые известные духи советской эпохи — «Красная Москва». Этот аромат был улучшенной версией парфюма императрицы.
Парфюм состоял из нот жасмина, апельсина, бергамота, ванили и других ингредиентов. Оригинальный флакон и упаковку «Красной Москвы» разработал художник «Новой зари» Андрей Евсеев. Духи сразу прославились в СССР. Аромат полюбили знаменитости: Любовь Орлова, Людмила Зыкина, Валентина Терешкова. В 1940 году цена духов составляла 28,5 рублей. Но спустя четыре года парфюм стали продавать исключительно в специализированных парфюмерных магазинах, где цена могла доходить до 500 рублей — сумма была чуть ниже средней зарплаты по стране.
Духи настолько вошли в обиход советской женщины, что флаконы с парфюмом появились и на больших экранах. Например, в фильме «Большая семья» (1954) есть сцена, в которой главный герой дарит духи своей сестре. В картине «Девчата» (1961) «Красная Москва» есть у жительницы сибирской деревни Анфисы.
Популярность культовый парфюм начал терять в 1980-е годы: на полках магазинов появились зарубежные ароматы. Однако «Красную Москву» до сих пор производят на парфюмерно-косметической фабрике «Новая заря» в Москве. Сейчас на официальном сайте предприятия парфюм можно купить по цене от 864 рублей.
Подготовила Ирина Филиппова