Помогают помогать: как российские компании поддерживают благотворительность в 2022 году
Нынешние вызовы предлагают непривычный сценарий для всех некоммерческих организаций. По данным фонда «Нужна помощь», в марте число пожертвований снизилось в среднем на 50% по сравнению с февралем. Уход крупных иностранных доноров, подорожание лекарств и медицинского оборудования, юридические санкции за использование популярных социальных сетей, прекращение работы платежных систем — все это сильно ударило по фондам и, как следствие, по их подопечным. «Сноб» расспросил представителей нескольких крупных российских компаний о том, как они строят свою благотворительную стратегию в кризисные для фондов времена
Екатерина Плужник, руководитель направления устойчивого развития, Росбанк:
Последние пять лет мы сфокусировались на поддержке проектов, связанных с образованием, повышением квалификации и профессионализацией НКО. Помимо прямого финансирования мы подключаем экспертизу банка в лице интеллектуальных волонтеров: бесплатно консультируем социальных предпринимателей в рамках своей программы с ImpactHub Moscow, организуем конкурс для студентов «Создай свой стартап» в Финансовом университете, запустили программу финансовой грамотности для выпускников детских домов. Такие программы помогают эмоционально разгрузить сотрудников и предотвратить их выгорание. Поэтому волонтерская деятельность — часть программы благополучия сотрудников Росбанка «Территория смыслов».
Наши сотрудники проводят мастер-классы и вебинары по самым разным направлениям: от маркетинга до финансового планирования, от автоматизации процессов до работы с диджитализацией. Может показаться, что эти сферы исключительно бизнесовые, но на самом деле все, что делает бизнес прибыльным, может помочь фондам сократить временные и административные ресурсы, усилить фандрайзинг и быть готовыми к любым вызовам. Такой подход разделяют коллеги из Московской школы профессиональной филантропии фонда «Друзья», где мы стали партнером Курса для менеджеров НКО. Нам важен социальный эффект в регионах присутствия, поэтому нам импонирует широкая региональная представленность выпускников — это дает возможность эффективно распространять лучшие практики.
Илья Шаров, директор фонда «Помощь рядом» (социальный проект «Яндекса»):
Сейчас сложности испытывает весь сектор: где-то нарушились цепочки поставки лекарств, где-то ушли крупные корпоративные благотворители, где-то люди перенаправили свои ресурсы на более срочные гуманитарные проблемы. Как и в любой сложный период, первыми трудности ощущают фонды, которые помогают взрослым людям или занимаются стигматизированными проблемами (ВИЧ, бездомность, помощь заключенным и наркозависимым и т. п.).
Нашей основной миссией я вижу сохранение и увеличение объемов помощи некоммерческому сектору, используя технологии и сервисы «Яндекса». В марте мы решили удвоить транш в фонды, подключенные к программе «Товары для НКО», и выдали двойной грант на социальную рекламу. Пару недель назад мы подвели итоги очередного конкурса на участие в программе «Товары для НКО». Его финалисты — 20 фондов из разных городов России — в течение года будут получать от нас средства на приобретение товаров первой необходимости и организацию процесса закупок. Общий объем помощи составит 50 млн рублей.
Елена Снежко, руководитель программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел»:
Уже семь лет в СИБУРе действует программа социальных инвестиций «Формула хороших дел», задачи которой отвечают стратегии устойчивого развития компании. Ее целью мы видим повышение качества жизни в регионах нашего присутствия. У программы несколько ключевых направлений: развитие городов, поддержка малого, среднего и социального бизнеса, образование, здоровый образ жизни, охрана окружающей среды, культура, волонтерство и инклюзия. Волонтерство — важное направление нашей программы: ежегодно мы проводим конкурс волонтерских проектов для сотрудников компании и студентов местных вузов. Любой желающий может подать заявку, получить грант и менторскую помощь и решить проблему в своем городе или попробовать себя в чем-то новом. За пять лет наши волонтеры придумали и осуществили 262 авторских проекта и вовлекли в них более 20 тысяч местных жителей. Это проекты по благоустройству территорий, помощь детям и кризисным семьям, спортивные и культурные городские события и многое другое. В последнее время мы активно развиваем корпоративное интеллектуальное волонтерство — наши сотрудники помогают своими профессиональными компетенциями фондам, которым не хватает ресурсов и навыков. Сегодня все наши социальные проекты — это инвестиции, которые возвращаются в виде дружелюбной среды в городах нашего присутствия и высококвалифицированных специалистов, готовых с нами сотрудничать.
Виктор Сурков, партнер в «Яков и партнеры» (бывшее подразделение McKinsey):
Для нас важно находиться в точках, которые меняют и улучшают всю инфраструктуру благотворительности в России. После того как российский бизнес McKinsey перешел российским управляющим партнерам, у нас стало больше свободы в выборе благотворительных проектов. Так как мы не можем помочь всем, мы стараемся создавать возможности и продукты, которые будут полезны максимальному количеству фондов и, соответственно, людей. То есть мы стремимся сотрудничать с инфраструктурными организациями, которые способны масштабировать социальный эффект. Исторически сложилось так, что наши сотрудники сами организовывались вокруг тех или иных инициатив и помогали благотворительным фондам как интеллектуальные волонтеры. В частности, у нас была история, связанная с «Подари жизнь»: несколько лет мы помогали этому фонду стать более зрелым. Сегодня мы продолжаем эту традицию и помогаем фондам в том числе через платформу ProCharity фонда «Друзья»: работаем со стратегией и оценкой эффективности их программ, делаем аудит, описываем бизнес-процессы.
Для нас как для компании важно предоставлять сотрудникам удобный ресурс для волонтерства — это способ повысить их осмысленность, мотивацию и лояльность. А еще мы понимаем, что таким образом мы где-то дополняем наши общие усилия по освещению проблем, о которых многие не знают.
Ольга Попова-Качелкина, руководитель департамента КСО «ЛУИС+»:
Все проекты корпоративной социальной ответственности, в которых участвуют наши сотрудники, мы реализуем вместе с такими профессионалами, как «Добро Mail.ru», БФ «Отказники», «Учитель для России», Центр «Вверх», понимая, что НКО лучше знают, как эффективно решать ту или иную социальную проблему, а мы помогаем им помогать. Наша ключевая программа — профессионализация НКО, где мы финансируем работу менеджеров по фандрайзингу и коммуникациям в наших фондах-партнерах. За три года мы убедились в ее эффективности и в этом году выделили грант на обучение сотрудника нашего фонда-партнера «Ночлежка» в Школе филантропии фонда «Друзья», где системно занимаются образованием руководителей НКО.
Мы поддерживаем и инициативы наших сотрудников, например, благодаря им в «ЛУИС+» стали помогать бездомным животным и развивать экотему. И если раньше их предложения были из разряда «приехать к детям-сиротам с подарками», то сегодня ребята приходят с запросом на помощь фонду, который решает проблему системно и эффективно. Вовлеченных в благотворительность коллег становится все больше, а мы всегда их поощряем: удваиваем пожертвования, проводим образовательные семинары с руководителями благотворительных фондов. Это очень важно — объединяться, чтобы помогать «правильно».