Ресурсные списки, жонглирование часами и вдохновение от родительства: как материнство превращается в искусство
Мария Даниловская, мама шестилетнего Гриши и четырехлетней Сони
Художница, работает с живописью, графикой и керамикой. Резидент Postrigay gallery, участница ярмарки Catalog, выставок в Cube. Moscow и Masters
Первую попытку вернуться к работе после родов я совершила, когда Грише было полтора года. И сделала это в первую очередь потому, что начала сходить с ума дома. На самом деле перед родами у меня случился какой-то кризис — я планировала завязать с живописью, думала, что вряд ли буду заниматься ей профессионально или делать карьеру. В итоге в декрете с Гришей мне захотелось вернуться к живописи. Длился этот период недолго — как говорится, между первой и второй перерыв небольшой. Случилась Соня. Но, к своему удивлению, я смогла вернуться к работе достаточно полноценно, когда ей было полгода, а Грише — три.
Роды для меня оба раза стали творческим катализатором. По сути, я и с Соней так рано начала работать, потому что меня буквально разрывало от идей.
Меня поддержал муж — мы оба художники, были в декрете вместе. Делили рабочий день пополам: в первой половине дня с детьми был он, чтобы я могла работать утром, потом мы менялись. Так что у меня нет ощущения, что я обделяла детей, занимаясь творчеством и карьерой — у нас в семье все получилось достаточно сбалансированно.
Что бы я могла посоветовать себе прошлой? Главное — не вестись на стандарты общественного мнения, побольше прислушиваться к себе и делать так, как лучше тебе, твоему ребенку и твоей семье. Может, это банально, но лично мне в моменте было совершенно неочевидно: вот это первое время с ребенком — оно самое сложное, но очень короткое. Да, ты устаешь, когда привыкаешь к новой роли и к мысли о том, что прошлая жизнь закончена, началась новая. Но этот период пролетит незаметно.
Никаких надежд и планов относительно моих детей у меня нет — я уже поняла, что дети настолько разные, что последнее, что можно сделать, это пытаться посеять в них свои амбиции, творческие и не только. Мы с ними рисуем, лепим, занимаемся музыкой, но это скорее естественный процесс. Академических занятий и специального погружения в арт-среду тоже нет. Мы берем детей на выставки, мероприятия, ярмарки, но делаем это скорее потому, что их не с кем оставить. Искусство и творческая среда для детей не всегда удивительны и временами даже не особенно интересны. Но я не пытаюсь специально их к этому привлекать — думаю, что сам факт того, что они растут в таких условиях, скажется потом.
Катерина Алабина, мама двухмесячной Агаты
Журналист, автор «Сноба» и ArtAndYou, основательница TG-канала «ха-ха, я здесь живу»
Проблема личностного кризиса после родов волновала меня еще в первом триместре. Я много читала о младенцах и думала, как уместить свои амбиции журналиста и мамы в одном флаконе, не проиграв ни в одной из ролей. От работы, ввиду своего упертого характера, я не открещивалась. Вплоть до 32-й недели летала в командировки — на открытие филиала Третьяковки в Самаре и на ярмарку SCAN в Красноярск.
Агата прекрасно перенесла эти путешествия в моем животе. Видимо, ей уже хотелось самой устроить какую-нибудь движуху, поэтому она родилась на три недели раньше срока. В четыре утра я уехала в роддом, а по пути написала всем, кто ждал от меня тексты, что, скорее всего, сегодня я их не сдам. Так и случилось. Ноутбук привезти в отделение не разрешили, и, наверное, это было к лучшему — три дня мы были с Агатой наедине, а потом отправились домой. Уже через неделю я снова начала писать, причем с большим удовольствием и рвением, чем раньше.
Я — человек, который любит держать все под контролем, поэтому сразу прониклась идеей графика для ребенка и веду дневник ее каждодневной рутины. Агата удачно родилась спокойной девочкой, с которой работают 80% трюков и лайфхаков, от ассоциаций на сон до разгадок видов плача. Конечно, она тоже дает жару — например, во время скачков развития. В такие дни график плывет, но благодаря устоявшимся ритуалам я могу немного предугадать, как пройдет ночь или даже следующий день.
Я не чувствую, что обделяю себя работой или Агату вниманием. У нас немного безумный, но все же баланс, который пока устраивает всех. Чем больше у нее появляется «умелок», тем больше она бодрствует, тем больше с ней нужно заниматься.
Себе прошлой я бы посоветовала послушать уже рожавших коллег и заранее собрать сумку в роддом недели за четыре до предполагаемой даты. Еще не волноваться насчет лактации — я оказалась совсем не «молочной», и путь к этому осознанию съел много моих нервов. Сейчас педантично записываю свои наблюдения за Агатой и нашим бытом, чтобы не забыть ничего ко второму ребенку, которого мы когда-нибудь захотим.
Еще я могла бы сказать, что мне очень помогает муж… Но не буду. Потому что он не помощник, а полноценный второй родитель, вовлеченный и осознающий свою роль и ответственность. И я это очень ценю. Он поддерживает меня, чтобы я не попадала в День сурка, ведь знает — для меня это будет сродни деградации. Конечно, я люблю «побатонить» дома, но после встреч для интервью или вылазок на выставки буквально расцветаю. В повседневной жизни мы ходим на свидания втроем, а еще берем Агату в галереи и музеи, даже водили на осенний WINWIN. Пока она маленькая, поэтому спит в коляске, но мне хочется думать, что где-то на задворках ее сознания что-то отпечатывается.
Дома я показываю ей черно-белые картинки, папа с ней танцует бачату, мы поем по очереди — так или иначе она растет в творческой среде. Думаю, это полезно для общего развития в будущем и для построения нейронных связей сейчас. Я не строю на нее планов, но люблю шутить о предполагаемых профессиях. Смешно тянет ножки? Значит, будет воздушной гимнасткой или циркачкой. Улыбается, когда папа ее кружит? Наверное, станет пилотом, а то и сама спроектирует самолет (смеется). Мне хочется дать ей максимально широкий кругозор, чтобы она знала, что она сильная и ей доступно все.
Женя Байгалиева, мама четырехлетнего Жана
Художница, работает с живописью и керамикой. Выпускница мастерской Айдан Салаховой в МГАХИ им. Сурикова, учащаяся Свободных мастерских при ММОМА, участница московской ярмарки blazar и парижской ярмарки Menart Fair.
Долгое время у меня не было своей мастерской, мы с мужем — оба художники — работали дома. Поэтому из роддома мы вернулись не только к детской кроватке, но и к рабочему месту. Мы продолжали работать там же после рождения Жана. Педиатр из поликлиники сначала была в шоке от концентрации поверхностей, покрытых маслом, но потом привыкла и даже интересовалась, что нового мы написали с ее прошлого визита.
Проще всего было работать, когда Жан был совсем маленьким. Сложности начались, когда он подрос и стал передвигаться самостоятельно. Сын родился, когда мы с мужем учились на четвертом курсе Суриковского института. К его полутора годам я полноценно вернулась к учебе, а у мужа как раз начался дипломный год, и мы смогли это совместить. Когда Жану было три, настал мой дипломный год в Суриковском. В это же время я училась в «Свободных мастерских» и выставлялась в Париже.
С рождением сына я научилась эффективнее распределять время. Осознавая ценность моментов, проведенных вместе, и времени, посвященного работе, больше не тратишь его попусту.
Я совсем не идеальная мать — могу включить мультики, чтобы успеть дописать начатую работу. А когда не удается поработать днем, могу работать всю ночь до утра. Мне повезло, что мы с мужем оба художники, и у него нет ожиданий от меня, как от «типичной мамы». Для меня очень важна моя работа. Наверное, я бы сошла с ума, если бы у меня не было возможности совмещать ее с материнством.
Жалею, что не работала эффективнее, но в первый год было сложно сосредоточиться на чем-то кроме сына — рождение ребенка все меняет. Тогда я начала рисовать и писать ребенка. Очень много, каждый день. Потом в этом стали проявляться смежные темы, развивающиеся во что-то иное.
Себе прошлой я бы напомнила правило самолета: «Сначала надень маску на себя». Только начинаешь думать, что баланс пойман, как что-то идет не по плану, и приходится снова искать равновесие. С мужем мы договорились, что разделим дни недели пополам, а воскресенье оставим общим — семейным. Конечно, на практике это получается иначе, но чем ближе мы к этому балансу, тем легче.
Первое время я очень переживала, когда сын начинал капризничать в музеях или галереях. Но оказалось, что большинство людей хорошо и с пониманием относится к детям. Думаю, от погружения в арт-среду Жан никуда не денется. Он видит все наши процессы, участвует в них. Например, когда я делала керамический проект, лепила дома из глины — сын лепил рядом со мной. Если мы пишем маслом, он просит дать ему материалы и начинает работать вместе с нами — приходится делиться. Для него это, наверное, что-то естественное, ведь он пока не представляет, что в семьях может быть иначе. Но он ребенок и не обязан это любить, поэтому мы стараемся находить компромиссы. Я радуюсь, когда он находит для себя что-то интересное в процессе, стараюсь ему в этом помогать и быть включенной в такие моменты.
Я вижу свою задачу в том, чтобы он расширял кругозор в других сферах, видел не только мастерские и выставки, но чтобы у него были модели поведения других значимых взрослых с интересными занятиями и профессиями. Признаюсь, это сложная задача — мне приходится переноситься в совсем другой контекст. Для меня даже детские площадки — это выход из зоны комфорта.
Алина Крюкова, мама 13-месячной Алёны
Предпринимательница, основательница a—s—t—r—a gallery, соосновательница ярмарки современного искусства |catalog|
Я уезжала в роддом практически с монтажа стенда галереи на Cosmoscow. Вернувшись, через месяц уже была с коллегами в активной фазе подготовки нашей собственной ярмарки — |catalog|. Почему так произошло и почему я не ушла с головой в материнство? У меня поздний ребенок, и я даже отдаленно не представляла, что и как будет с моей жизнью после появления Алёны. Оглядываясь назад, понимаю, что это была инерция прежней жизни, когда казалось, что все легко, и со всем можно справиться, даже с поправкой на младенца.
И так оно и было. Отрицать необходимость отдыха и декрета стало трудно, когда малышка начала ходить и требовать максимального внимания. Но мой опыт 13-ти месяцев материнства мне нравится, и уйти в декрет полностью я не готова ни тогда, ни сейчас.
Рутина убивает радость, а в материнстве без нее никуда. Самый первый месяц, даже чуть больше, я была только в малышке — это было максимальное погружение в нее и та настройка, которая помогает мне сейчас совмещать время с ребенком и решение рабочих задач.
Если бы я давала себе совет, то сказала бы: «Сразу расставляй правила тишины и недоступности для всех извне. Ставь границы работы, которая всегда стремится занять собой все время». Сейчас я часто недоступна — это время принадлежит дочке и мужу.
Будущим мамам могу посоветовать искать поводы для радости, а не тревог, и окружать себя уже состоявшимися матерями, у которых всё значительно проще, чем у тех, кто только планирует. Еще — доверять врачам, но слушать себя.
Если работа или проект приносят удовольствие и драйв, важно сделать их источником энергии. Немного докрутив процессы, можно освободить себя от операционки. В работе срабатывает то же правило, что и для послеродового периода: «Найди помощников, полностью делегируй быт, спи, когда спит младенец, и береги свое внутреннее состояние».
Первый музей у нас случился в четыре с половиной месяца — это был Эрмитаж. А затем нас было не остановить! Я поняла, что адаптировалась и могу передвигаться по городу с младенцем. Алёна засыпала на груди в Античном дворике Пушкинского музея, рассматривала инсталляцию Бродского в музее Людвига, переагукивалась на ярмарочной выставке с персонажами Кустодиева в нижегородских Пакгаузах, засыпала под «На призвание героя» Владимира Мартынова, с интересом смотрела стенды на Cosmoscow, 1703 и blazar.
Зачем я везде с ней хожу? Я кормящая мать — у меня нет выбора. К тому же, Алёна очень любознательная. Наша первая азбука была из Пушкинского, и, возможно, из-за красивых картинок в ней теперь мы не начинаем утро без книжек. А музей — он ведь как книга с картинками, только большими, и изучать их интереснее.
Кстати, именно посещая арт-мероприятия вместе, с разных выставок и ярмарок, мы начали собирать с Алёной ее коллекцию искусства, которая, надеюсь, порадует ее в будущем.
Татьяна Смирнова, мама двухлетней Маргариты
Основательница коммуникационного бюро «Hedosharing», в числе клиентов — БВШД, Московская школа современного искусства, Фонд современного искусства MaxArt стрит-арт-парка ОМК в городе Чусовой Пермского края, который вошел в шорт-лист премии «Сделано в России»
В контекст я вернулась на следующий день после родов — прямо в роддоме начала проверять чаты и сообщения. В рабочие созвоны включилась через неделю. Хорошо помню декабрь — мороз, прогулку с коляской по хрустящим сугробам со спищей Маргошей... и летучку в наушниках.
Оглядываясь назад, могу сказать, что не нужно так рано возвращаться на работу. Важно дать время прийти в себя и прочувствовать свою новую роль. Два года жизни с малышом лучше всех книг по тайм-менеджменту научили меня хорошо понимать и чувствовать, когда мое включение в дела действительно необходимо, а когда это просто тревожность, с которой нужно работать внутри себя.
Ребенок меняется каждый день, и это время уникальное. Думаю, что хотя бы до трех месяцев стоит полностью посвятить себя малышу. Еще очень хотелось бы знать до рождения Маргоши, что нужно заранее выспаться — желательно на пару лет вперед. Если серьезно, то себе в прошлом году я бы сказал, что благодаря собранности, навыкам тайм-менеджмента и силе воли успеть в жизни можно все, но ключевой вопрос, нужно ли успевать все и сразу?
Для меня, как для химика по первому образованию (для родителей) и выпускницы журфака (по любви), очень важно показать Марго возможности, из которых она сама выберет то, что ей ближе. Пока я делюсь с ней тем, что люблю и делаю сама: мы регулярно ходим вместе в галереи и музеи. Ее первой выставкой стала постоянная экспозиция в Новой Третьяковке, там дочка обратила внимание на Кандинского.
Я точно не из тех родителей, которые будут навязывать ребенку свои нереализованные амбиции. Считаю, что лучше успеть реализовать их самой — так будут более счастливыми сразу два человека. Поэтому, если через пару лет Марго вместо похода на выставку выберете кружок по робототехнике, то пойдет изучать роботов.
Анна Мерман, мама трехмесячного Николя
Коллекционер, основательница онлайн-галереи современного искусства и независимого медиа «Объединение»
Я вернулась к работе, когда малышу исполнилось полтора месяца. Конечно, полный день быть включенной в процессы не получается: но если вначале выходило работать пару дней в неделю, сейчас это два—четыре часа каждый день. Родительство требует полного фокуса и концентрации — если есть возможность взять более длительный отпуск по уходу за ребенком, мне кажется, нужно это делать. С другой стороны, быстрое возвращение обратно в рабочие задачи помогает не выпадать из контекста. Мне кажется, важно найти то, что работает именно для тебя — и сделать это можно только, прислушиваясь к себе. Подруга посоветовала мне во время беременности составить список дел, которые приносят мне удовольствие и восполняют ресурс: она сказала, что после рождения малыша этот лист мне пригодится. В какой-то момент я почувствовала, что закапываюсь в рутине и ощущаю себя запертой в четырех стенах. В этот момент вспомнила про свой список и увидела пункт про походы в музеи. Уже на следующий день мы с малышом поехали смотреть выставку в моем любимом фонде, и это точно дало мне энергию и силы. Кажется, это очевидно, но легко закопаться в рутине и забыть про то, что тебя восполняет. Я постоянно напоминаю себе, что в правилах безопасности не просто так есть установка: маску сначала на себя, потом на ребенка. Мы с мужем собираем искусство, и контрастные картины на стенах стали первыми объектами, на которых начал фокусироваться взгляд малыша. Еще на книжный шкаф с большим количеством цветных корешков. Плюс мы уже ходим вместе в музеи — в них Николя отказывается лежать в коляске, поэтому смотрит по сторонам, сидя у меня на руках. И хотя то, что он видит сейчас, никак ему не запомнится, мы планируем включать его в наши культурные активности и дальше. Мы ценим возможность с самого детства показывать ему, что вокруг — большой удивительный мир, в котором можно стать тем, кем тебе захочется.
Анна Сансиева, мама почти двухлетнего Коли
В прошлом PR-специалист ММОМА, сегодня — независимый культурный PR-специалист, в числе клиентов Архитектурный фестиваль на Флаконе, аукционный дом «АукциON», архитектурное бюро PS Culture, пространство ZAYKA Space
Я практически не выключалась из контекста. Будучи беременной, работала в ММОМА, и, хотя официально находилась в декрете, в реальности ходила на работу практически до дня родов. На следующий день после них попросила мужа привезти компьютер — заскучала по работе. Причина, по которой я не стала передавать свои дела и не ушла в «нормальный» декрет, — исключительно мой характер. Совершенно не умею делегировать и всегда переживаю, что «выпаду из обоймы», а про меня забудут. Поэтому и оставила себе «свои» обязанности, зная, что я расшибусь в лепешку, но никого не подведу. И вот, с ноутбуком на коленях, малышом на груди и слезами на глазах прошел бэби-блюз и прочие этапы. Работы в музее «на удаленке» становилось все больше, параллельно стали прирастать сторонние проекты, от которых я не отказывалась. Но каждый день маленького ребенка непредсказуем, а если ты даешь какие-либо обещания по работе, начинаются нервы. Это как в той шутке — разница между отпуском и отпуском по уходу за ребенком, как между стулом и электрическим стулом. К полутора годам Коли я уволилась из музея, планируя сосредоточиться на ребенке. Но примерно сразу начался новый приток проектов, и работы снова стало больше. Когда я оглядываюсь назад, сначала ужасаюсь — бывали крайне тяжелые моменты, когда я находила себя в халате за компом с горящими дедлайнами и ребенком, который ползает, а потом уже ходит по квартире один и не знает, чем себя занять. Теперь в каждом его проявлении повышенной возбудимости я ощущаю приступ вины за недостаток внимания с моей стороны, что, кстати, совершенно не обязательно является правдой. Но за последние два года мне удалось принять участие в большем количестве проектов, чем за всю предыдущую трудовую жизнь. Всегда старалась подумать, как все-таки реализовать невозможное — и летала вдвоем с полугодовалым Колей в командировку на монтаж выставки, например. Я не горжусь этим и не могу поэтому ответить на вопрос «стоило ли оно того» и «надо ли было по-другому». Надеюсь, во всем этом много плюсов — мой ребенок достаточно социальный, ест очень взрослую еду и очень много видел. Точно могу сказать одно — даже минимальную работу выполнять качественно с ребенком на руках почти невозможно. Мы недавно обсуждали это с подругой — тоже мамой, и тоже из арт-среды. Примерно с полугода ребенок на самом деле требует полного включения. Если вы хотите продолжать работу, сохранить свой образ жизни — заручитесь систематической помощью и будьте готовы стать менеджером, обдумывающим каждую мелочь. Себе я бы точно сказала научиться принимать помощь, а еще смело заявлять о своем выборе и решении, не реагируя на критику. Не вижу ничего плохого в том, что я занимаюсь своей профессиональной деятельностью, а няня или воспитатель в садике — своей. Еще могу точно сказать, что любое решение матери — верное. Как такового баланса я не нашла, но я вообще человек не про баланс. Мы постоянно бываем с ребенком в музеях, галереях в рамках маминой работы. Но если серьезно — да, конечно, я озадачена вопросом расширения его кругозора. Втайне я надеюсь, что мой ребенок никогда не свяжет себя профессионально с миром искусства, но препятствовать никакому порыву, конечно, не стану. Моя задача — предложить ему максимальное количество вариантов на пробу, а дальше будет видно.
Алина Колоскова, мама пятилетнего Томаса
PR-специалист Фонда поддержки и развития современного искусства Винзавод, автор TG-канала «Art_Volunteer»
Помню, как отправляла журналисту текст из родильного отделения, со словами, что могу пропасть на некоторое время, рожаю. Но, когда родился Томас, я значительно снизила рабочую нагрузку и нашла помощника. Мне хотелось максимально прочувствовать свой новый статус — статус мамы. Связь с коллегами, ведение своего телеграм-канала про возможности и события в арт-сфере, работа в комфортном режиме — все это помогало оставаться в контексте. И это было органично. С появлением ребенка я научилась управлять временем намного эффективнее. Успеть сделать недельный план за пару часов дневного сна малыша — моя история. Жизнь стала более динамичной и яркой. Малыш легко интегрировался в наш с мужем жизненный ритм. Томас родился очень спокойным, всегда хорошо спал — неважно где: в детской кроватке дома, в коляске на концерте или на прогулке в эргорюкзаке. С первых месяцев мы прозвали его нашим маленьким напарником — всегда рядом, всегда вместе. Поэтому, оглядываясь назад, я бы сказала: «Алина, ты прекрасная мама, и тебе очень повезло с малышом»! Сейчас уже есть за что поругать Алину — маму пятилетнего парня. Количество работы растет, и баланс найти становится сложнее. Но я стараюсь. Искусство — часть нашей жизни, и я рада, что мой сын сам проявляет интерес к этому миру. Если у Томаса есть выбор между тем, чтобы остаться дома или отправиться со мной на выставку, он всегда выберет поездку с мамой. И у него уже есть маленькая коллекция — разные камни и одна работа художника Кирилла Манчунского с изображением котика.