«Режим информационного благоприятствования». Пресс-службы российских ведомств называют взрывы «хлопками», чтобы снизить негатив — «Медуза»
Пресс-службы ведомств, а за ними и СМИ заменяют слово «взрыв» на «хлопок» из-за информационной политики администрации президента (АП), сообщает «Медуза» со ссылкой на источники
В январе 2020-го количество упоминаний «хлопков» в СМИ достигло 1,3 тысячи раз, тогда как в начале 2017 года таких заголовков было всего 58, следует из заказанного изданием исследования компании «Медиалогия». «Медуза» связывает такой рост со взрывом в Магнитогорске в конце 2019-го, который также называют терактом.
Согласно объяснениям издания, хлопок — это тот же взрыв, но без разрушений. В департаменте информационной политики МЧС журналистам заявили, что при подготовке сообщений сотрудники их пресс-службы руководствуются рекомендациями Института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. В документе, с которым ознакомилась «Медуза», тоже говорится, что эти явления отличаются последствиями — взрыв может разрушить капитальные конструкции. Однако в начале методички «хлопок газа» по смыслу приравнивается к «взрыву газа», поэтому выбор термина остается за сотрудником пресс-службы.
А слово «взрыв» товарищ майор запретил написать ?
— Алексей Кикин (@ykikins) January 2, 2020
Что еще известно:
Источник журналистов из АП рассказал, что «хлопок газа» — это пример «режима информационного благоприятствования», где внимание акцентируется на хороших новостях. «Мы слышим девять новостей о хорошем плюс [одну] новость о каком-то хлопке газа. Катастроф у нас нет», — объяснил он. Собеседник из силовых ведомств подтвердил курс на «снижение негатива» и отметил, что существует «установка на занижение ущерба».
Другие источники издания говорят, что главы пресс-служб ведомств, откуда информацию получают агентства и другие СМИ, каждую неделю участвую в планерках с замруководителя АП Алексеем Громовым. На этих собраниях даются указания по «правильной» подаче повестки. Некоторые важные инфоповоды пресс-службы ведомств согласовывают с главой управления по общественным связям АП Александром Смирновым или Громовым напрмую, выяснили журналисты. По данным «Проекта», Громов также отвечает за информационную политику российского телевидения и крупных газет.
При этом действующий сотрудник администрации президента отрицает, что там дали установку писать «хлопок» вместо «взрыв». Он предположил, что «хлопок» появляется из первых сообщений МЧС, когда в министерстве еще сами не понимаю, что за инцидент произошел. По словам бывшего работника одного из российских информагентств, их новостники для «перестраховки» будут сообщать про хлопок, пока какое-то из ведомств не подтвердит, что это взрыв, поскольку «так принято».