Российские вузы исключили из Болонского процесса. Что это значит?
Все образовательные организации России были исключены из Болонского процесса, заявили в Минобрнауки. При этом замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев утверждает, что «это Болонская система из нас вышла, а не мы из нее». Что это значит и как изменения отразятся на студентах — в материале «Сноба»
Что произошло
Дискуссия о целесообразности участия России в Болонском процессе возобновилась в мае 2022-го. Тогда за выход из системы выступили председатель комитета Госдумы по международным делам, (а теперь и руководитель фракции ЛДПР) Леонид Слуцкий и вице-спикер Госдумы Петр Толстой.
В конце месяца министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что к отказу от Болонской системы Россия готова: «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента». В Совфеде тогда сказали, что Болонская система — «не что иное, как пылесос, который очень активно позволял выкачивать умных людей из России».
При этом в июне выяснилось, что из Болонского процесса Россию и Белоруссию исключили еще в апреле. «11 апреля Болонская группа объявила решение прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса», — рассказал Дмитрий Афанасьев. По его словам, это произошло после того как 185 ректоров российских вузов подписали письмо в поддержку «спецоперации».
Как отказ от Болонской системы отразится на студентах
Никто из чиновников пока не объяснил, к чему конкретно стоит готовиться абитуриентам и студентам. Некоторые подробности о том, что будет с высшим образованием после отказа от Болонской системы, в интервью «Коммерсанту» раскрыл глава Минобрнауки Валерий Фальков.
По его словам, как минимум в ближайшие два года «перестройки не будет» — контрольные цифры приема на этот период уже есть: «Все, кто уже поступил, будут спокойно учиться, программы все сохранятся. Те, кто поступят в следующем году, также будут спокойно учиться».
Министр заверил, что речи об отмене бакалавриата и магистратуры «в одночасье» нет. Это, по словам Фалькова, связано с тремя причинами: «Во-первых, есть выпускники наших школ, да и много других людей, которые симпатизируют этим форматам образования. <...> Во-вторых, у нас миллионы людей получили бакалаврское образование, а без степени магистра они не смогут дальше продвигаться. <...> Ну и, наконец, третий аргумент — иностранные студенты. Мы входим в топ-7 стран в мире по количеству иностранных студентов. Для них это понятная система, они могут приезжать учиться и потом возвращаться к себе, продолжать обучение».
Что тогда поменяется?
Как полагает Фальков, в системе есть «очевидные огрехи», которые нужно «поправить». Один из них связан с тем, что, поступать в магистратуру сегодня можно, не имея профильного образования по соответствующей специальности. «Я не говорю, что нужно прямые траектории устанавливать, — что на юриспруденцию сможет поступить только юрист, — говорит министр, — Наверное, экономисты могут и в маркетинг пойти, но довольно странно, если у нас выпускник журфака пойдет на энергомашиностроение».
По словам главы Минобрнауки, двухуровневая система будет «органично сочетаться с нашей исторической формой — специалитетом». На некоторых направлениях специалитет, по мнению министра, должен быть приоритете. К таким направлениям Фальков отнес подготовку врачей и инженеров.
Когда Россия присоединилась к Болонскому процессу
К программе универсализации европейского образования — Болонскому процессу — Россия присоединилась в 2003 году. Всего в систему входит 48 стран: это европейские государства, а также США, Австралия, Бразилия, Канада, Китай и Япония.
Подготовила Ольга Обыденская