
Вертикальный дрифт: как «вырастить» идеальный силуэт города без ущерба для среды
Высота как инструмент
Увеличение высотности зданий в современном мире, особенно в крупных городах, неизбежно, так как численность населения в них растёт с каждым годом. Более того, потребность в новых квадратных метрах для жизни и работы при ограниченных площадках под застройку заставляет власти пересматривать свой градостроительный курс. В той же Москве с февраля прошлого года сняты ограничения по высотности застройки, разумеется, за исключением территорий зон охраны объектов культурного наследия.
«Москва всегда была городом сильных архитектурных образов — от конструктивизма до сталинских высоток. Сегодня высотное строительство становится не просто формой, но ответом на вызовы мегаполиса. Мы стремимся к компактности, функциональности и качеству городской среды», — отмечает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Говоря о философии развития современного города, о новых тенденциях в урбанистике, эксперты обращают внимание на переход от монофункциональной к многофункциональной застройке. И именно высотность выступает в этом процессе одним из инструментов работы с городской средой.
«Процесс роста ввысь начался в Москве достаточно давно. Вспомним первый «тучерез», он же небоскрёб, 10-этажный дом Нирнзее в Гнездниковском переулке, построенный ещё в 1913 году по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее. Какое-то время он был самым высоким в городе», — напоминает партнёр архитектурного бюро ABD architects Катерина Левянт.
Однако, по мнению кандидата архитектуры, доцента НИУ МГСУ, основателя Tesler architects Кирилла Теслера, важно разделять два понятия: высотность как инструмент для формирования ткани города и высотность как архитектурный образ на городском пейзаже. И вот со вторым нужно очень аккуратно работать.
«С одной стороны, в той же Москве масса примеров, когда архитектурные доминанты становились визитной карточкой города и его знаковым объектом. Они выводили столицу на новый уровень архитектурной значимости, туристической привлекательности, а также политических побед и весомости политического строя. С другой стороны, любой высотный объект влияет не только на тот район, в котором он был создан, но и меняет силуэт всего города. Поэтому очень важно внимательно и качественно подходить к созданию высотных доминант, проверять, как они будут раскрываться не только с улиц, прилегающих к ним, но и с каких-то важных открыточных видов», — рассуждает Кирилл Теслер.
Когда речь идёт о знаковых исторических доминантах, которые уже стали «открыточным» символом города, решать судьбу переосмысления панорамы возле них предлагается самим горожанам. Так, в конце августа порядка половины москвичей проголосовали за дополнение легендарного дома-книжки Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) на Новом Арбате высоткой в форме свитка.
На высоте перезапуска
Разумеется, высотная застройка вызывает множество опасений у горожан. Одним из больных вопросов является инсоляция: не будут ли высотные здания закрывать солнечный свет.
«В настоящее время в России серьёзные требования к инсоляции жилых зданий, поэтому не стоит опасаться, что высотка закроет свет в жилых домах вокруг — ещё на этапе проектирования архитекторы делают расчёт для каждого окна квартир, расположенных в зоне влияния нового строительства», — объясняет Катерина Левянт.
Ещё один важный момент, волнующий жителей района, где планируется высотное строительство, — не пострадает ли удобство и комфорт местной среды. Ведь рост города вверх зачастую ассоциируется с толпами, пробками, нехваткой инфраструктуры и зон рекреации.
«Нужно тщательно проработать транспортную инфраструктуру — обеспечить подъезды, не создавая заторов из-за уплотнения застройки. Кроме того, важно продумать первые этажи — создать комфортную среду “нижнего города”: удобную, функциональную, логичную для повседневной жизни», — отмечает соосновательница, партнёр и главный архитектор бюро Continuum Олеся Могилевская.
В целом высотные здания, по словам Катерины Левянт, всегда повышают качество городской среды вокруг себя за счёт благоустройства и развития требуемой для их резидентов инфраструктуры, которой могут пользоваться и окрестные дома. В качестве примера она приводит БЦ «Голден гейт» на бульваре Энтузиастов на востоке Москвы, который градостроительно «закрепил» угол Рогожского Вала и шоссе Энтузиастов и стал знаковой доминантой.
С этим соглашается Теслер, подчёркивая, что качественный архитектурный объект перезагружает не только визуальный образ района, но и даёт импульс для развития всей его инфраструктуры: «Существует масса примеров, когда один архитектурный объект позволил заново перезапустить всю инфраструктуру района. Он создаёт прецедент, вокруг которого начинает заново развиваться функционал. Жители и гости этого района получают новые качественные сервисы, комфортную среду, новые прогулочные маршруты, рекреационные зоны. Кроме того, повышается интерес к этому району и у горожан, и у инвесторов».
Особенно ярко прослеживаются подобные перемены, когда речь идёт о переосмыслении районов, внутри которых имеются старые промышленные зоны. Так, например, застройка территории бывшего завода «Серп и Молот» в Лефортово уже подарила лефортовцам «Зелёную реку» — парк культуры и отдыха у ЖК «Символ», а застройка бывшего завода имени Лихачёва (ЗИЛ) — ландшафтный парк «Тюфелева роща».
Район «на взлёт»
Появление архитектурных доминант, безусловно, формирует новый силуэт района и меняет его восприятие. Но одно дело, когда в местной панораме уже присутствуют мощные высотные акценты, другое — когда архитектурный облик визуально остаётся довольно ровным. Например, Пресненский район давно завоевал славу самого «небоскрёбного» в столице, поэтому новые высотки в его облике воспринимаются как норма. Визуальный ряд проспекта Мира идёт «на взлёт» благодаря ЖК «Триколор» в Ростокине. А башни Eniteo «возвысили» Котловку.
А вот жителям визуально однородного Донского района, да и всем москвичам, ещё предстоит новое панорамное открытие в виде небоскрёба Five Towers, хотя уже сейчас со стороны Ленинского проспекта в районе площади Гагарина его силуэт особенно хорошо виден.
Что уж говорить про Лефортово, где обширные промышленные территории и их здания — старые заводы, фабрики, — а также исторические постройки формируют горизонтальную проекцию пространства. Но именно благодаря этому в Лефортово, по мнению Олеси Могилевской, есть свой дух, особый визуальный код — промышленный брутализм: кирпич, металл, большие пролёты, крупные цилиндрические формы. Эксперт уверена, что это может стать маркой этого места, основой для интерпретации.
«Правильно спроектированные и качественно реализованные высотные здания могут выгодно подчеркнуть старую промышленную застройку, которая сейчас теряется на сером обветшалом фоне. Они станут новыми точками притяжения, создадут контраст и динамику. Индустриальный формат задаёт масштаб, рисунок, материал, пропорции — это отличная основа для современных архитектурных решений», — говорит Олеся Могилевская.
При этом в Лефортово есть живописные виды на Яузу, набережная, красивые исторические корпуса знаменитого завода «Кристалл». «И если подходить к новому строительству бережно, высотная застройка может сделать район только интереснее», — рассуждает архитектор.
«В целом развитие восточных кластеров, в том числе и в Лефортово, — это шаг к полицентричному и сбалансированному городу, где высота работает на комфорт и устойчивость», — заключает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Подготовила Марина Заблудовская