Вещь недели: форма бортпроводников
S7 Airlines стала первой в России авиакомпанией, разрешившей экипажу красить волосы в яркие цвета, не скрывать татуировки и носить обувь без каблука. Теперь вместо лодочек стюардессы могут ходить в балетках или лоферах. Стюардам позволили носить бороды — раньше это разрешали только наземному персоналу и пилотам. «Сноб» рассказывает, как менялась форма экипажей и какие авиакомпании уже пересмотрели строгий дресс-код
Как менялась одежда бортпроводников
Сначала бортпроводниками могли работать только мужчины, но к 1930 году в профессию смогли прийти женщины. Первой стюардессой стала американка из Айовы Эллен Черч. Черч работала медсестрой, но всегда хотела стать пилотом, поэтому записалась на летные курсы. Авиакомпания Boeing Air Transport не могла допустить ее до штурвала, но предложила Эллен набрать команду из семи медсестер, которые вместе с ней станут членами экипажа.
Изначально одежда стюардесс по стилю была похожа на военную форму: юбка ниже колена, двубортный пиджак и шапка вроде фуражки. Униформа должна была отражать статус персонала. К 1970-м популярность авиаперевозок возросла: компаниям потребовалось приложить усилия, чтобы привлечь пассажиров, особенно бизнесменов. Некоторые делали ставку на еду и напитки. А кто-то решил переодеть бортпроводниц. Тогда руководитель рекламного отдела авиакомпании Braniff предложил дать возможность «уставшим бизнесменам, которые садятся в самолет, посмотреть на красивых девушек». Так появились яркие и откровенные наряды: короткие пиджаки, юбки выше колена, шляпки с декоративными элементами (например, Air California сделали униформу в мексиканском стиле). При этом в мужском костюме ничего не изменилось.
Броская униформа на борту продержалась недолго. В 1978 году государство перестало регулировать тарифы на авиабилеты. Авиакомпании смогли предлагать низкие цены и больше направлений для путешествий. Благодаря распространению феминизма во второй четверти XX века в Европе и США стали принимать больше законов, запрещающих дискриминацию на работе по половому признаку, внешности и возрасту: авиакомпании больше не могли использовать униформу, которая объективирует женщин; в стандарты дресс-кода вернули одежду делового стиля, которая, однако, не отличалась удобством.
Что думают клиенты авиакомпаний о форме стюардесс
В 2021 году сервис поездок и путешествий «Туту.ру» провел опрос о том, как должна выглядеть форма бортпроводников. В опросе приняли участие более трех тысяч человек, 35% из которых проголосовали за брюки и кроссовки для стюардесс, сославшись на безопасность. Только 19% выбрали облегающий наряд и каблуки. В марте 2022 году такой же опрос провела британская исследовательская компания YouGov. Результаты показали, что один из десяти опрошенных мужчин считает, что бортпроводницы должны носить обувь на высоком каблуке.
Согласно статье The Independent, вышедшей в марте этого года, крупнейший австралийский профсоюз ASU обратился с открытым письмом к генеральному директору одной из самых популярных авиакомпаний Qantas с требованием изменить устаревшие гендерные правила ношения униформы, макияжа, неудобной обуви.
Стюардесса испанской авиакомпании Iberia Мария Фернандес тоже выступила против каблуков для бортпроводниц. Ее петиция, опубликованная на сайте Change.org, собрала больше 83 тысяч сторонников. Фернандес написала, что стюардессы не Барби, и потребовала позволить им самим выбирать, какую обувь носить на борту.
Какие компании уже отказались от строгого дресс-кода
Брюки вошли в гардероб бортпроводниц уже давно. Немецкая компания KLM разрешила стюардессам носить штаны еще в 2010 году, British Airways и Alitalia — в 2016-м. Но масштабные изменения в стандартах формы бортпроводников начали происходить только год назад. Исландская PLAY решила сменить юбки-карандаши, каблуки, узкие пиджаки и брюки на одежду свободного кроя и кроссовки. На сайте авиакомпании сказано, что новую форму экипаж тестировал, выполняя удары каратэ и асаны из йоги. Новая форма должна передать идею «простоты, игривости и равенства». Ирландская Aer Lingus разработала 25 вариантов одежды, чтобы у экипажа была возможность выбрать стиль и образ. В 2021 году частная украинская авиакомпания SkyUp Airlines позволила стюардессам отказаться от юбок-карандашей и каблуков. Новая униформа бортпроводниц — кроссовки, свободный оранжевый брючный костюм с шелковым шарфом и белые футболки вместо блузок.
Британская Virgin Atlantic скорректировала правила, касающиеся татуировок. Сейчас бортпроводники могут не закрывать рисунки на теле, но только если они не оскорбительны, не иллюстрируют наготу, наркотики, насилие и не расположены на шее или лице. В интервью The Guardian представительница Virgin Atlantic рассказала, что это решение — часть кампании в поддержку индивидуальности. К тому же после пандемии COVID-19 спрос на авиаперевозки вырос, и старые правила не позволяли компании нанять необходимое количество людей.
Теперь и российская авиакомпания изменила правила, касающиеся внешнего вида экипажа. S7 разрешила бортпроводникам и бортпроводницам красить волосы в яркие цвета и не прятать татуировки. Женщины могут надеть лоферы или балетки вместо обуви на каблуке, а мужчины — отпустить бороду (раньше с бородой могли ходить только наземный персонал и пилоты).
Подготовила Дарья Масленко