
От конки до электробусов. Как менялся московский транспорт — и почему сегодня поездки стали выгоднее
Прошли времена билетиков на автобус, жетонов на метро, «сезонок» на электричку: сегодня существует множество способов безналичной оплаты поездок во всём городском транспорте столицы — от пластиковых карт до биометрии и смартфонов. Кстати, последний вариант оплаты не только удобный, но ещё и выгодный для пассажиров: с 1 декабря при оплате проезда картой «Мир», загруженной в смартфон, начисляется кешбэк 20 рублей за каждую поездку.
До Нового года, совершая обычные путешествия по столице на городском транспорте, можно накопить гораздо больше. Но это не просто возможность сэкономить: цифровизация оплаты — это часть масштабной стратегии по формированию бесшовной, удобной и доступной системы перемещений для миллионов пользователей московского транспорта.
Причём создавать эту систему начали очень давно, однако именно в наше время современные технологии, возможность быстрого развития и грамотное планирование помогают воплотить в жизнь то, о чём градостроители прошлого могли лишь мечтать.
До недавнего времени москвичам и гостям столицы приходилось строить маршрут от станции до станции и от остановки до остановки, без возможности точно спланировать длительность перемещения по городу и не устать при этом. На каждый вид транспорта приходилось покупать отдельный билет. А у жителей пригородов добавлялась ещё электричка. Гораздо удобнее продумывать свой путь от двери до двери. Все виды городского транспорта имеются: и метро, и автобусы, троллейбусы, трамваи, и электрички. Но как это совместить? Москва прошла долгий путь от отдельных видов транспорта до их глубокой интеграции в единый, сложный и взаимосвязанный организм.
«В конце прошлого века о правилах уличного движения в столице и понятия не имели: ни правой, ни левой стороны не признавали, ехали кто как хотел, сцеплялись, кувыркались… Круглые сутки стоял несмолкаемый шум». Так писал в своей книге «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский про XIX век. Впрочем, именно в эту эпоху, в 1847 году, в столице появился первый общественный транспорт — так называемые линейки, а через 25 лет — трамвай на конной тяге, в народе «конка». Маршрутов было мало, а пользовались таким транспортом те, кто не мог себе позволить извозчика. Но уже тогда у городских властей возникла идея единой, доступной всем транспортной системы. Были даже запущены пересадочные билеты, позволявшие пользоваться всеми маршрутами конки. Конечно, это не сравнится с современными способами оплаты, но это, безусловно, стало зачатком концепции единой системы передвижения по столице.
В таком огромном городе, как Москва, который продолжает расти, решение должно быть системным. Стала очевидна необходимость создания инфраструктурного каркаса, который позволит объединить разрозненные части в одно целое. Так было придумано и запущено в 2016 году Московское центральное кольцо (МЦК) — не просто ещё одна железная дорога с отдельными направлениями и билетами, а способ приблизить удалённые от центра районы и заполнить лакуны маршрутов, буквально навести мосты. Московские центральные диаметры три года спустя и вовсе позволили стереть границу между городом и его областью. Дорога из пригородов в столицу стала по-настоящему удобной, причём в любой её район: достаточно сделать несколько пересадок в одной транспортной системе, используя один и тот же билет.
В 2010-х годах в Москве была проведена одна из самых масштабных транспортных реформ в современной истории. Она включала в себя обновление парка, создание выделенных полос для общественного транспорта, запуск «магистральных» маршрутов и полную переработку маршрутной сети.Ключевой целью реформы было превратить наземный транспорт из набора разрозненных маршрутов в чёткую, предсказуемую и взаимосвязанную сеть, которая не конкурирует с метро, а дополняет его. Наземные маршруты перестали дублировать линии метро и МЦК, вместо этого стали везти людей от дверей домов к станциям.
Понятная схема, регулярное расписание, возможность составить маршруты с разной длительностью — Москва открыта для всех, можно достичь любой её точки. Наземный же транспорт идеально вписался в городскую сеть, а запущенные ночные маршруты оставляют возможность безопасно и быстро добраться до нужного района, когда метро уже не работает. А иногда можно домчать куда-нибудь на речном трамвайчике и заодно полюбоваться на город с воды.
Большой частью этого удобства стала масштабная цифровизация и переход от наличной оплаты проезда к безналичным способам, что значительно облегчает пассажирам возможность быстрой и удобной оплаты. Сейчас билетом может стать и банковская карта, а ещё то, без чего не обходится практически ни один современный человек, — смартфон.
Чтобы до конца декабря иметь возможность возвращать часть денежных средств за поездки, необходимо оплачивать их с телефона, предварительно загрузив в него данные своей карты «Мир». Сделать это можно через один из мобильных платёжных сервисов — например, установив приложение Mir Pay, созданное специально для держателей национальных карт. Сервис работает на телефонах на базе Android c поддержкой функции NFC, которая есть в любом современном смартфоне. Приложение можно скачать из магазинов RuStore, AppGallery или GetApps.
«За время действия нашего предложения с кешбэком 10 рублей пассажирам удалось вернуть уже более 55 миллионов рублей, а с 1 декабря у них появится возможность сэкономить в два раза больше. В преддверии Нового года, когда особенно хочется маленьких чудес, мы решили увеличить кешбэк за оплату проезда до 20 рублей. Отмечу, что вернуть часть денег с оплаты поездок по карте «Мир» со смартфона можно будет буквально до боя курантов. Пусть каждая поездка с кешбэком станет приятным бонусом для москвичей и гостей столицы, а сэкономленные средства помогут потратить больше на новогодние подарки и праздничный стол», — Мария Точилова, директор департамента развития продуктов и технологических сервисов платёжной системы «Мир».
Текст: Ольга Филипцевич
Реклама
Акционерное общество «Национальная система платежных карт»
erid: F7NfYUJCUneTTxWiTxkx