Вид на храмовый комплекс в Холуе
Фото: Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области, фотограф Александр Бормотин
Вид на храмовый комплекс в Холуе

Земля фараонов

В селе Холуй Ивановской области на первый взгляд ничто не напоминает о Древнем Египте. Деревянные дома с резными наличниками, выкрашенный синим штакетник, несколько магазинов. Пара старинных особняков, некогда принадлежавших зажиточным купцам, а сегодня превращенных в музей или медицинский центр. Церковь XVIII века постройки на берегу реки Тезы, которая делит Холуй на две части. Типичное описание российского села, которое когда-то было зажиточным. Улицы Московская, Фрунзе, Советская, Кооперативная — вся послереволюционная история страны в топографии одного поселения. Тем удивительнее, что «фараоном» здесь может стать любой.

В летописи от 1867 года, хранящейся в Русском музее, неизвестный автор сравнивает обитателей села Холуй с древними египтянами. До постройки Асуанской плотины Нил разливался, затопляя все вокруг. То же происходит и с Тезой, которая весной выходит из берегов. Там, где летом и зимой в Холуе паркуются машины, в паводок местные жители в спасжилетах швартуют лодки — только так можно передвигаться по селу. И до сих пор тому, кто искупается в весенних водах Тезы, говорят, что он «офараонился».

Традиционный образ русалки с голой грудью, так называемой фараонки
Фото: Olga-lisenkova / CC BY-SA 4.0 / Wikimedia
Традиционный образ русалки с голой грудью, так называемой фараонки

Другая местная отсылка к Древнему Египту — фараонки, деревянные женщины с большой грудью и рыбьим хвостом, ближайшие «родственницы» русалок. По легенде они произошли от воинов фараонова войска, утонувших в погоне за Моисеем по Черному морю. Фигурами фараонок украшали дома в Среднем Поволжье. Как они попали в Ивановскую область и конкретно в Холуй, достоверно неизвестно, зато известно, что сегодня эти резные «русалки» признаны произведением искусства — большинство разошлось по музеям и частным коллекциям.

Если древние египтяне благодаря разливам собирали обильный урожай, то «фараоны» из Холуя к сельским работам были равнодушны: земля в этих краях неплодородная. Местные жители когда-то занимались солеварением, потом стали писать «бросовые», то есть дешевые, иконы. В XIX веке в Холуе производилось 1,5–2 миллиона икон в год. В советское время здесь была организована артель миниатюрной росписи, известная в СССР не меньше, чем палехская. Но мало кто сегодня знает, что это место известно еще и традицией художественной вышивки.

Артель

В советское время Холуйская строчевышивальная мануфактура давала больше продукции, чем артель лаковой миниатюры, но после распада Советского Союза предприятие закрылось: ручная вышивка не выдержала конкуренции с машинной. Традиция лаковой миниатюры, напротив, продолжала жить.

Вышивка вернулась в село только в 2020 году — в самый разгар пандемии. Выпускник Холуйского художественного училища Александр Саков и его бизнес-партнер Илья Семенов решили организовать строчевышивальную артель, чтобы сохранить традицию, которая в прошлом была гордостью села.

Работа Холуйской строчевышивальной артели
Фото: Александр Саков
Работа Холуйской строчевышивальной артели

Идею поддержала и взяла под патронаж Виктория Шелягова — не только известный блогер, но также в прошлом выпускница Ленинградского института культуры. «Саша рассказал, что хочет возродить строчку, которая практически исчезла, несмотря на то что в советское время это была большая фабрика. Я спросила, чем могу помочь. Оказалось, нужно какое-то специальное оборудование. Ребята молодцы — купили очень красивый старый дом, восстановили его, собрали невероятную коллекцию образцов исторической строчки. И дело потихонечку пошло. Увлечение народными промыслами на протяжении многих лет привело к тому, что я нашла, где можно раскрыться и помочь в реальной жизни», — рассказывает Шелягова.

Сейчас в артели работают 12 человек — художники и вышивальщицы. Руководит производством главный преподаватель Холуйского художественного училища Ирина Комиссарова. «Она настоящий кладезь материала, знает традицию холуйской строчки и историю этого едва не потерянного промысла», — говорит Шелягова.

Виктория Шелягова
Фото: личный архив Виктории Шеляговой
Виктория Шелягова

Основой для новых вышивальных узоров становятся старинные образцы холуйских вышивок XIX века, но сегодня к ним добавляются необычные элементы: жар-птицы, единороги и другие мифические животные, которые раньше в вышивке не встречались. Производство полностью ручное. На создание одного предмета у мастерицы уходит от одного до трех месяцев. И каждая работа уникальна. «Работают мастерицы просто фантастически, — рассказывает Виктория Шелягова. — Они очень трудолюбивые. Плюс они сплотились как коллектив, дружат. Я надеюсь, что у нас все получится. Я никуда не гоню, не рекламирую, хочу, чтобы все развивалось само собой».

Когда-то в селе вышивали на батисте и других тонких тканях. Современные мастерицы работают в основном со льном. Начали производство с изготовления салфеток и постельного белья, теперь здесь шьют и одежду. Недавно холуйская строчка стала предметом интереса известного российского дизайнера, который готовит на ее основе новую коллекцию. «Раскрывать имя дизайнера до выхода коллекции не буду по соображениям деловой этики», — говорит Шелягова.

Холуйская флотилия

В этом году Виктория Шелягова купила в Холуе два дома — оба на берегу Тезы, неподалеку от местного храма. «Один из них — 1917 года постройки, — рассказывает она. — Там жили местные художники. В доме потолки с росписью. Я планирую ее восстанавливать, но не собираюсь делать здесь музей или гостевой дом. Это будет место, куда можно приехать с друзьями и отдохнуть».

Храмовый комплекс в Холуе
Фото: Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области, фотограф Александр Бормотин
Храмовый комплекс в Холуе

Отсутствие привычной туристической инфраструктуры в Холуе Викторию не пугает. «Для меня ценна именно удаленность от затоптанных туристами маршрутов. И это только кажется, что село находится далеко от культурных событий и объектов. У нас рядом, в 20 минутах, есть Палех — там я дружу с местными художниками, — рассказывает она. — Рядом есть Южа с потрясающим театром. Его создал местный промышленник Валентин Балин 120 лет назад, и с тех пор он ни разу не прекращал работу. Там до сих пор сохранились дореволюционные сиденья, а на сцену во время спектаклей подают кузнецовский фарфор. Костюмы, в которых играют актеры, достойны быть в коллекции Эрмитажа. Руководители театра говорят, что любой может прийти в театр и играть. И играют там потрясающе. Я думаю, столичным режиссерам необходимо это увидеть».

Фестиваль «Русская Венеция»
Фото слева: Олег Павлов. Фото справа: Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области, фотограф Александр Бормотин
Фестиваль «Русская Венеция»

Каждую весну в Холуе проходит красочный фестиваль «Русская Венеция». Это событие притягивает молодых дизайнеров и художников со всей страны. В соответствии со старинной традицией, они расписывают лодки и весла, после чего спускают лодки на воду и устраивают заплыв.

В другое время прокатиться на лодке по Тезе не так-то просто. «Когда я впервые приехала в Холуй летом, решила взять лодку напрокат, — вспоминает Виктория Шелягова. — Теза выглядит абсолютно как с картин Моне, на реке волшебный свет. Мне очень хотелось посмотреть с воды на местный храм. Мне дали деревянную лодку. Прихожу на следующий день — а она утонула. Я спрашиваю: “Что с ней?” Мне говорят: “Она сейчас ссохнется, поднимется через неделю — и можно плыть”. А у меня нет недели, я не могу ждать на берегу. В итоге лодку дали пластмассовую, со спасателем».

Фестиваль «Русская Венеция»
Фото: Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области, фотограф Александр Бормотин
Фестиваль «Русская Венеция»

После этого случая Шелягова решила построить в Холуе свой небольшой флот, чтобы приезжие могли прокатиться на красивой лодке, любуясь видами с реки. Сейчас во флотилии Виктории две ладьи в египетском стиле, со стилизованными изображениями кошек и скарабеев: одна изготовлена в Воронеже и выкрашена в бирюзовый цвет, другая, оттенка охры, цвета египетского божества Солнца, — в Холуе.

По всем вопросам, связанным с краеведением, Виктория Шелягова консультируется с Михаилом Печкиным, председателем холуйского отделения Союза художников России, директором Южского дома ремесел. «Михаил Борисович расписал ладью в египетском стиле. Я спросила почему, и он рассказал мне историю про фараонок. Сейчас делаем третью лодку. Вырежем фигуру с головой и хвостом — все как надо. В этом году мы в “Русской Венеции” не участвовали, но в следующем будем обязательно».

«Круг путешествий»

Во время следующего разлива Тезы Виктория Шелягова планирует организовать необычный концерт — попросить музыкантов из Ивановского музыкального училища исполнить музыку, проплывая по реке на лодках. Публика в это время будет располагаться на берегу.

«Хочется возродить старинную традицию, когда ставят длинный стол вдоль берега и жители приносят с собой угощение, — говорит Шелягова. — Все садятся за стол. В это время музыканты плывут по реке, играет музыка».

Развлечениями на воде планы Виктории Шеляговой не ограничиваются: «Мы с одним туристическим агентством хотим сделать кольцевой маршрут по областям. Начнем с Новгорода Великого и Нижнего, затем Рязанская, Тверская области».

Весенний разлив реки Тезы
Фото: Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области, фотограф Александр Бормотин
Весенний разлив реки Тезы

По плану в каждом населенном пункте будет организована специальная туристическая программа, чтобы у путешественника, осмотревшего достопримечательности в небольшом населенном пункте, не возникало вопроса, чем себя занять. «Разложим это все в направлении интересов туристов: храмы, церкви, зодчество, усадьбы, экотуризм, народные промыслы. Хотим сделать путеводитель, чтобы людям было понятно, в каком порядке осматривать достопримечательности, где жить, куда ехать дальше. Например, человек посмотрел Холуй, покатался на лодке, сходил на пикник с корзинкой, вечером поехал в театр Южи. На следующий день — в Шую, оттуда — в Плес», — объясняет Шелягова. Виктория надеется, что, когда городки и деревни в российской глубинке объединятся в цельный маршрут, люди будут понимать, зачем им туда ехать.

Вид на село Холуй
Фото: Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области, фотограф Александр Бормотин
Вид на село Холуй

«Путешествие должно быть интересным в каждой точке маршрута, чтобы человек не просто приехал посидеть в отеле, пусть даже очень хорошем, а мог, например, увидеть местный кремль в лучах восходящего солнца, сходить на класс по финифти или изучить что-то другое, что можно узнать только в этой точке, — убеждена Виктория. — Каждое место нужно показывать с особой стороны — таким, каким его видят и знают местные жители».