Художники: Валентина Андрияшкина, Роман Андрияшкин
Фото: предоставлено из личного архива
Художники: Валентина Андрияшкина, Роман Андрияшкин

Родина Жар-птицы

В 20-х годах прошлого столетья иконописцам из села Палех Ивановской области пришлось подстраиваться под новую реальность. Чудовища и драконы с икон постепенно превратились в фашистскую гидру, побеждаемую Красной армией, огненная колесница Ильи Пророка и волшебные ковры-самолеты — в ракеты, а нимбы святых — в буденовки красноармейцев и шлемы космонавтов. В период СССР палехская лаковая миниатюра была одним из самых популярных сувениров в «русском» стиле. Но исторический контекст меняется, а древние традиции остаются. Местные художники уже не изображают на миниатюрах ракеты, а на гербе поселка Палех по-прежнему горят золотыми искрами перья Жар-птицы. По легенде, именно здесь находится ее родина.

1990-е годы стали периодом упадка палехского промысла. Так называемый «шкатулочный бум», когда продавался разнообразный китч с надписью «Палех», привел к потере традиций и качества. В то же время началось массовое восстановление старых и строительство новых храмов, вырос спрос на иконы. Это помогло мастерам лаковой миниатюры не растерять художественную традицию.

По старой памяти сегодня Палех у многих ассоциируется с тем самым низкопробным перестроечным китчем, и мало кто знает, что живущие в поселке художники работают над проектами, в которых органично соединяются традиции иконописи и советского «агитлака» и современное искусство. Новый русский сувенир, тончайшая работа, интерес к отечественному прикладному искусству за рубежом, открытие русского мира заново — все это Палех сегодня, село-академия, где сейчас проживает около 600 дипломированных художников.

Художник: Мария Лебедева
Фото: предоставлено из личного архива
Художник: Мария Лебедева

«Созвездие Редис»

Марина Галкина родилась в подмосковном Обнинске в семье ученых. В Палех она попала случайно: мама нашла в каком-то журнале информацию о поселке художников и предложила поступить в местное художественное училище. «На тот момент это не было моей мечтой, — вспоминает Галкина, — я воспитывалась в реалистической художественной школе и мечтала о Строгановке или Суриковском училище. Тема условной живописи и палехской традиции были мне не совсем понятны, для погружения в них мне потребовались годы общения и практики».

После окончания Палехского художественного училища Марина Галкина поступила в московский Институт современного искусства, работала с иллюстрацией и дизайном книг, открыла собственную иконописную мастерскую и затем вернулась в Палех — некоторые заказы можно было выполнить только силами большого числа профессиональных художников.

Фото: предоставлено из личного архива

«Икона, несомненно, обеспечивает финансовую независимость многих из нас, но мне всегда хотелось чего-то еще, больше творчества», — рассказывает Галкина. Из этого желания и творческих поисков родилось «Созвездие Редис» — объединение, созданное Мариной вместе с художниками Яром Пикулевым, переехавшим сюда из Перми, и москвичкой Ксенией Гитис. С течением времени этот творческий альянс стал центром притяжения молодых авторов, которые стали приезжать в Палех со всей России. У организации нет ограничений — в «Созвездие» входят художники самой разной направленности, но все они так или иначе связаны с Палехом.

Художник: Мария Лебедева
Фото: предоставлено из личного архива
Художник: Мария Лебедева

Первый фестиваль, организованный новым объединением, — «Параллельная линия» — прошел в Палехе в 2019 году. «Местные художники принесли то, что рисовали не на продажу, а для себя. И когда эти произведения оказались в одном помещении, получилась выставка совершенного нового контекста. Позже родилось название “Русская Нарния”», — рассказывает Марина Галкина.

Со временем в фестивале стали принимать участие авторы со всей России. «Глобальная цель “Нарнии” — показать условный, волшебный мир палехской иконы и миниатюры с современного ракурса. Возможно, со временем это перерастет в новое художественное направление, которое будет основано на местных художественных традициях и при этом свежо и интересно выглядеть сегодня», — говорит Марина Галкина.

Проект «Дом с конями», в рамках фестиваля «Русская Нарния»
Фото: предоставлено из личного архива
Проект «Дом с конями», в рамках фестиваля «Русская Нарния»

Искусство как убежище

Одним из крупных проектов «Русской Нарнии» стала выставка «ПалИсад». «Мы получили грант на проведение выставки, но из-за ковидных ограничений не могли ее провести, — рассказывает Галкина, — и решились на художественный хакинг: перешли в сферу стрит-арта».

Главным героем этой художественной акции оказался «Дом с конями», один из немногих, сохранившихся в Палехе в своем первоначальном виде. Родовая усадьба художественной династии Дыдыкиных, построенная в конце XIX века, украшенная фигурами лошадей, стала символом уходящей истории, который участники «Созвездия Редис» превратили в арт-объект. Чтобы облагородить старинное бревенчатое здание, долгие годы стоявшее с выбитыми окнами, художники написали картины: рыжий кот, превратившийся во льва, домашние растения с цитатой из Вольтера «Каждый должен возделывать свой сад», реальные и придуманные персонажи смотрят теперь на прохожих из ранее пустых окон особняка.

Волшебные львы с голубыми гривами, сказочные лесные существа, вальяжно парящие в небе коты органично обосновались на льняных сумках, шелковых платках, майках, значках, блокнотах и ручках. Персонажи русских сказок и легенд сегодня стали символами нового местного сувенира. Рисунок со львами — работа художника Яра Пикулева. Дизайн разрабатывали Марина Галкина и Ксения Гитис. Развивать тему тварей земных и разных существ из яркого фантазийного мира художники намерены и дальше, переосмысливая традиции и дополняя их новыми образами для каждого фестиваля.

Проект «Дом с конями», в рамках фестиваля «Русская Нарния»
Фото: предоставлено из личного архива
Проект «Дом с конями», в рамках фестиваля «Русская Нарния»

В мае 2021 года в рамках проекта «Палех. Воскресение» в здании исторических мастерских открылся арт-центр. Туда позвали керамистов, которые специализируются на обжиге огненной скульптуры. «Нам стало интересно совместить с палехским стилем принципиально другую технику и познакомить авторов, работающих с глиной, с Палехом», — поясняет Галкина.

Две недели приглашенные художники-резиденты работали над пятью керамическими статуями, и их обжиг стал настоящим праздничным шоу — зрители увидели раскаленные, сияющие и искрящиеся живым огнем сказочные фигуры.

Скульптуры, изготовленные во время фестиваля «Воскресение», были задействованы в следующей акции молодых художников — «Палехском Бестиарии», который прошел летом прошлого года. На территории Палеха были расставлены художественные объекты, которые при наведении на них телефона «оживали» и общались со зрителем, рассказывая об истории села и его художественных традициях.

Проект «Палех. Воскресение». Куратор:  Галкина Марина, керамист: Головкина Наталья
Фото: предоставлено из личного архива
Проект «Палех. Воскресение». Куратор: Галкина Марина, керамист: Головкина Наталья

Ближайшим мероприятием «Русской Нарнии» станет фестиваль искусств «АрхИтрав», запланированный на август 2022 года. «Мы долго сомневались, стоит ли проводить его в текущей ситуации, но все-таки решили не прерывать традицию летних фестивалей. В этом году мы планируем продолжить историю паблик-арта в Палехе и поднять тему сохранения архитектурного наследия», — говорит Марина Галкина. Во время фестиваля местные художники и их коллеги — гости из Нижнего Новгорода будут расписывать фасад здания в поселке.

Благодаря усилиям энтузиастов Палех становится базой, где создается новая художественная повестка. Здесь строится нестоличный творческий кластер, резиденты которого, переосмыслив традиционные ремесленные практики, научились показывать их с новой, актуальной точки зрения. Одновременно их творчество может стать основой для развития места, привлекая туристов и все новых художников.

«Последние события в корне изменили мир, сместили систему ценностей. В этой ситуации одновременно непросто как заниматься производством искусства, так и воспринимать его, — отмечает художница. — Но мы продолжаем жить и творить, пытаемся переосмыслить задуманные ранее формат и программу. Ведь архитрав — это элемент, который объединяет части здания, дает ему силу и устойчивость. Сегодня одноименное событие может стать убежищем для всех, кому близок не только мир Палеха, но и мир искусства в целом».

Автор: Елизавета Вайсбух