1992. Шведский дуэт

В 1992 году чемпионат Европы принимала Швеция. Страна богата на музыкальные традиции — регулярно участвовала и побеждала в Евровидении, поэтому не удивительно, что именно с нее началась традиция сочинять песни к турнирам. Впрочем, сама идея была не нова: чемпионат мира впервые обзавелся гимном еще в 1962-м. 

Мелодия, прозвучавшая на открытии Евро в Стокгольме, называлась More Than a Game — «Больше, чем игра». Ее исполнили Петер Йебакк и Тау Ярнек. Петер представлял Швецию на Евровидении в 1990-м, а Тау через год участвовала в национальном отборе на главный песенный конкурс континента. «Больше, чем игра» — довольно спокойная композиция, по крайней мере по сравнению со многими последующими гимнами. Классический европоп, который даже на родине не превратился в большой хит — стал 30-м в шведском чарте. К слову, в том же году Тау пыталась сыграть на олимпийской теме. В преддверии летних Игр-1992 в столице Каталонии она записала песню «Барселона». На официальный гимн соревнований трек не претендовал и, конечно, не мог конкурировать с одноименной композицией Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье. 

1996. Запомнилось другое

Через четыре года за дело взялись британцы. Евро-1996 прошел в Англии, и песню для него записала группа Simply Red. Она получилась еще более лирической даже на фоне предшественника. Сингл We're in This Together («Мы в этом все вместе») стал главной песней турнира довольно внезапно. В 1996-м в Британии из каждого утюга доносилась строчка It’s comming home («Он возвращается домой») от группы The Lightning Seeds. «Он» в данном контексте — это футбол, ведь впервые с ЧМ-1966 Англия, родоначальница игры, принимала большой турнир сборных. Песня от The Lightning Seeds называется Three Lions и посвящена прежде всего английской сборной, у которой как раз такое прозвище — «Три льва». Возможно, по этой причине трек уступил менее выигрышному и динамичному We're in This Together — чтобы не ассоциироваться с конкретной командой. 

Ни статус гимна Евро, ни клип с использованием компьютерной графики не спасли композицию Simply Red. Возможно, подвела прямолинейная рифма Together — Forever, повторенная много раз. Спустя почти 30 лет Евро-1996 ассоциируется прежде всего с It’s coming home. Эту песню пели на трибунах и в 2021-м, когда Лондон снова принимал финал турнира. 

2000. На всех стадионах

Евро-2000 впервые прошел в двух странах сразу — Бельгии и Нидерландах. А песню доверили музыканту из третьей. Швед Мартин Эриксон, известный под псевдонимом E-Type, в середине 1990-х прославился танцевальным хитом This Is The Way. В том же стиле он исполнил и Campione 2000 — гимн чемпионата Европы. Мелодия показалась очень знакомой голландцам: мотив припева напоминает национальную песню Oranje boven. А сегодня он регулярно звучит на стадионах в самых разных странах мира. «Чемпионы-чемпионы!» — скандируют болельщики каждую весну во всех топовых лигах Европы, когда их команда выигрывает титул. Этот рефрен — самый запоминающийся в песне E-Type, так что с точки зрения влияния трек 2000 года обошел все предшествующие гимны чемпионатов Европы.

2004. Раскрутил карьеру

До 2004-го песни для турнира исполняли музыканты из Европы. Но в том году это почетное право доверили канадке, пусть и с португальскими корнями. Нелли Фуртадо — скорее всего, вы знаете ее по хиту 2006-го Say It Right. Двумя годами раньше она еще зарабатывала себе имя. Этому поспособствовала запись официального гимна Евро-2004. Матчи сборных принимала Португалия, и жизнерадостная песня Forca (можно перевести как «Вперед!» или «Давай-давай!») полностью соответствовала месту и моменту — с национальным колоритом родины предков Нелли. В тексте перемешаны строчки на английском и португальском, а мелодию гармонично дополняют фольклорные мотивы. Сильный вокал Фуртадо заметили, а вскоре она записала прорывной альбом Loose с той самой песней Say It Right.

2008. Испанский финал

Евро-2008 считается одним из самых зрелищных континентальных турниров в истории (причем не только среди российских болельщиков). Подвела разве что музыкальная тема. Песню Can You Hear Me («Ты меня слышишь?») исполнил Энрике Иглесиас — трек представили за пару недель до старта чемпионата. Это была типичная поп-композиция испанского музыканта, так называемый филлер, который нужен, чтобы сбалансировать запоминающиеся хиты. К тому же в тексте не было ни слова о футболе, спорте, соревновательности, празднике лета — типичных тем для других похожих композиций. Разве что само исполнение получилось символичным: Иглесиас спел вживую перед финалом, когда сборная Испании обыграла Германию.

2012. Больше экзотики 

Гимн Евро-2012, наоборот, очень удачный пример песни со смыслом, ритмом и заводным рефреном, который к тому же впервые использовался еще и в телезаставках турнира. Трек Endless Summer («Бесконечное лето») записала певица Осеана. К тому моменту она прославилась песней 2009-го Cry, причем очень популярной в Польше и Украине — странах, которые принимали турнир.  

Вышедший спустя три года гимн Евро тоже получился очень узнаваемым. Осеана родом из Германии, но корни у нее мартиниканские, и эта эклектика перекочевала в музыку и клип. Его снимали не только в Варшаве и Киеве, но и в других частях Европы, а еще — на экзотических пляжах. В съемках поучаствовали нападающий Роберт Левандовски и полузащитник Анатолий Тимощук — лидеры сборных стран-хозяек. 

2016. Вместе с фанатами

При выборе песни к Евро-2016 УЕФА снова обратился к музыкантам из страны, которая принимала турнир. Компанию знаменитому французскому диджею и продюсеру Дэвиду Гетта составила шведка Зара Ларссон. Так появилась песня This One's For You («Это для тебя»). Ларссон отвечала за вокал, а ее партнер — за музыкальный проигрыш, который также служил вступительным джинглом во всех заставках. В соавторство можно записать и болельщиков. Незадолго до старта Евро им предложили сочинить мелодию в специальном онлайн-приложении. Гетта обработал эти мотивы и добавил в песню.

2020. Вместе с легендами

Евро-2020 стал первым континентальным турниром, который прошел сразу в 11 странах. Ирландия в этот список не попала, да и сборная «зеленого острова» провалилась в отборе. Зато она была представлена музыкантами — Боно и Эджем из группы U2. Они вместе с голландским диджеем Мартином Гарриксом записали трек We are the people («Мы — люди»). Танцевальные ритмы уступили место лирическим запевам, а электронная аранжировка — скрипке и роялю. 

Песню сочинил Мартин Гаррикс, причем работать он начал еще в 2017-м, а в итоге представил ее в мае 2021-го — из-за пандемии турнир перенесли на год. В процессе написания мелодии голландец заметил, что первые ноты напоминают творчество группы U2. Это подтолкнуло его обратиться к ирландским легендам с предложением поучаствовать в записи. Мартин даже не надеялся на ответ, но к его удивлению Боно и Эдж моментально согласились. 

2024. Почему не на немецком?

Трек к нынешнему чемпионату Европы следует уже отработанной схеме: известный диджей отвечает за аранжировку, а популярные рок-музыканты — за вокал. Правда, в этот раз все компоненты помножили. Диджеев сразу трое — из итальянской группы Meduza, вместо дуэта, как это было в 2021-м, — полный состав One Republic, а еще — немецкая поп-певица Leony. Так появилась песня Fire («Огонь»), звучащая на аренах Германии и заставках во время трансляций турнира.

Leony призналась, что после выхода трека ей стали писать в соцсетях: почему на английском, для Евро в Германии логичным было бы исполнить его на родном языке. «Я понимаю, что футбольный гимн мог бы быть на немецком, но официальная песня на английском языке — это совершенно нормальное явление», — отреагировала певица. 

Автор: Юрий Истомин