Лигу чемпионов и Тур де Франс создали журналисты. Рассказываем, как парижские газетчики дважды изменили спорт
Громкое дело
На рубеже XIX и XX веках во Франции набирали популярность футбол, велоспорт и автогонки. На волне интереса к этим видам спорта появились тематические газеты. Старейшей считается Le Vélo, основанная в 1882 году редактором Пьером Жиффаром. Основным профилем журналиста была политика. Например, для Le Figaro Пьер писал о Первой русской революции 1905-1907 годов, а еще он дважды неудачно баллотировался во французский парламент.
Взгляды Жиффара были довольно консервативными. В 1894-м он встал на сторону обвинения в резонансном судебном процессе, вошедшем в историю как «Дело Дрейфуса». Разбирательство касалось капитана генштаба, который, по версии следствия, слил важные армейские документы немецкой разведке. Доказательства причастности Альфреда Дрейфуса к шпионажу сводились к почерковедческой экспертизе – других доводов на суде не представили. Попутно разгонялась антисемитская истерия, ведь офицер был евреем. Дрейфус утверждал, что он невиновен, но суд в итоге вынес суровый вердикт: разжалование и пожизненная каторга. В течение следующих лет вскрылись свежие свидетельства и улики, которые указывали на несправедливость приговора, что привело к оправданию офицера в 1906-м. Новые факты всколыхнули общество: политики, журналисты и деятели искусства (например, художник Клод Моне, писатели Эмиль Золя и Марсель Пруст) выступили в защиту Дрейфуса. Были и те, кто настаивал на его виновности. В их числе – Эдгар Дега, Анри Матисс и Жюль Верн.
К последним относился и Пьер Жиффар, который яро настаивал на вине офицера. Но финансировавший Le Vélo предприниматель и собственник автомобильной фабрики Жюль-Альбер де Дион был другого мнения. Он разорвал все связи с газетой и нашел бизнес-партнеров, чтобы основать новую, – Эдуарда Мишлена (сооснователя знаменитой шинной компании Michelin) и собственника мотоциклетного производства Адольфа Клемана. Так в 1900-м появилась L’Auto-Vélo, вскоре переименованная в L’Auto.
Желтый как бумага
В первые годы новое издание конкурировало с газетой Жиффара. Чтобы привлечь читателей и заодно уколоть издателя Le Vélo, журналисты во главе с главным редактором Анри Дегранжем устроили мощную рекламную кампанию – организовали соревнование велосипедистов. Пьер был одним из тех, кто популяризировал такие гонки, – еще в 1891 году он устроил заезд Париж-Брест-Париж. В L’Auto задумались о чем-то более масштабном – веломногодневке, растянувшейся почти на три недели. В 1903-м участники преодолели дистанцию в две с половиной тысячи километров за 19 дней. На старт в парижском пригороде Монжерон вышло 60 спортсменов, но до финиша добрались меньше половины. Остальные застряли где-то между Лионом, Марселем, Тулузой, Бодро и Нантом. Так прошла первая в истории гонка Тур де Франс. Этим летом она состоится уже в 111-й раз, а число гонщиков давно превысило полторы сотни.
Событие стало важнейшим в истории L’Auto. Газета обогнала по популярности конкурентов, и в 1906-м Le Vélo закрылась. У организаторов Тур де Франс даже появились лишние деньги, чтобы платить участникам – за выход на старт в начале XX века полагалось по пять франков. Случались и скандалы: например, в 1904-м несколько гонщиков воспользовались отсутствием на некоторых участках судей и зрителей, чтобы сесть на поезд и преодолеть часть дистанции по железной дороге. После финиша их вычислили и дисквалифицировали.
Знаменитая желтая майка лидера (в которой выступает лучший гонщик общего зачета) тоже появилась в первые годы существования многодневки. Правда, точная дата появления этого атрибута Тура неизвестна. По одной из версий организаторы ее ввели еще 1913-м, по другой – сразу после Первой мировой войны. Считается, что желтый цвет – еще одно напоминание о «журналистском» происхождении Тур де Франс: именно такого оттенка была бумага, на которой печатали номера L’Auto. Сегодня на майке можно разглядеть буквы H и D – это инициалы первого редактора газеты Анри Дегранжа.
Помериться силой
L’Auto много лет оставалась очень влиятельной газетой, чем в 1940-е воспользовались оккупационные власти. После вторжения Германии и капитуляции Франции издание не закрыли, но как прежде писать о спорте ему не дали. В номерах мелькали антисемитские посылы и призывы бороться с противниками Третьего рейха. В августе 1944-го, когда войска союзников освободили Париж, газету, как и другие медиа, работавшие при немцах, закрыли. Но главный редактор Жак Годде, который руководил L’Auto с начала 1930-х, без работы не остался. После войны он запустил новое издание – L’Équipe (в переводе с французского – «команда»). Фактически это было тот же L’Auto с теми же авторами, но под новой обложкой. Кроме того от предшественника газете достались права на проведение Тур де Франс.
В L’Équipe стали гораздо больше внимания уделять футболу. Среди прочего журналисты позволяли себе критиковать европейские спортивные порядки и сравнивать их с тем, как обстоят дела на других континентах. В 1948 году в Чили прошел Чемпионат Южной Америки среди клубов – первый розыгрыш турнира, который в 1960-м стал называться Кубком Либертадорес. С точки зрения международных матчей Латинская Америка давно опережала Старый Свет. Аргентина, Бразилия, Уругвай и другие местные сборные выявили сильнейшего еще с 1916 года, теперь же похожее соревнование проводили и между клубами. Журналист L’Équipe Жак Ферран, побывавший в Чили в 1948 году, призвал Европу брать пример с Южной Америки.
Через несколько лет другой автор газеты, экс-защитник сборной Франции Габриэль Ано выступил с конкретным предложением – организовать Кубок европейских чемпионов. Это был ответ на статью 1954 года британского издания Daily Mail о непобедимом «Вулверхэмптоне». Лондонские журналисты называли чемпиона Англии «лучшей командой Европы» только на основании серии товарищеских матчей – с венгерским «Гонведом», московским «Спартаком» и шотландским «Селтиком». В Париже напомнили, что все встречи прошли для победителя дома, к тому же Вулверхэмптон» провел не так много встреч, чтобы получить даже неофициальный титул сильнейших на континенте. Чтобы это исправить, Ано представил проект нового международного турнира. В том же 1954-м был образован Союз европейских футбольных ассоциаций – УЕФА, и новое объединение согласилось с идеей L’Équipe, предложив журналистам выработать регламент соревнования.
Первый розыгрыш Кубка европейских чемпионов стартовал в сентябре 1955 года. В нем участвовали 16 команд, причем как раз Англия представлена не была. Чемпион страны «Челси» не сыграл с соперниками с континента из-за позиции Футбольной ассоциации, которая в те годы скептически относилась к любым международным турнирным. Приглашение от организаторов получило также московское «Динамо», но советские клубы дебютировали в Кубке чемпионов только в 1966-м.
Название соревнования не совсем отражало содержание: многие команды не были действующими победителями национальных турниров, а получили путевку, потому что более сильные клубы отказались участвовать. В первом розыгрыше победил «Реал», обыгравший в финале французский «Реймс». До 1960-го мадридцы брали титул еще четыре раза. L’Équipe быстро отодвинули от организации турнира – им стал управлять УЕФА. А в 1992-м произошел ребрендинг: Кубок европейских чемпионов переименовали в Лигу чемпионов. Под таким названием она существует и сегодня.
Автор: Юрий Истомин