На все сто: как победить на главной олимпийской дистанции
Что произошло?
4 августа 2024 года олимпийскую стометровку выиграл американец Ноа Лайлс. Его результат — 9,784 секунды. Это не самое быстрое время в истории. Но парижский забег интересен тем, что для определения победителя понадобился третий знак после запятой: в прежние времена хватало сотых долей секунды. Итоговое время ямайского спринтера Кишейна Томпсона — 9,789, он отстал от Лайлса на 5 тысячных. Эту разницу абсолютно невозможно заметить невооруженным глазом, и очень сложно на фотофинише — впрочем, с фотофинишем судьи справились.
Легко и просто?
Победитель на дистанции 100 метров считается самым быстрым человеком на планете, при всей условности этого титула. У этой дистанции, во-первых, очень долгая история: на первых Играх в Афинах в 1896 году ее уже бежали — американец Томас Бёрк показал тогда лучшее время — 12 секунд. От сегодняшнего чемпиона Лайлса он бы отстал более чем на 20 метров.
Стометровку легко и интересно смотреть даже тем, кто не следит за легкой атлетикой: дистанция короткая, тактика в общих чертах несложная. В забегах на 200 метров и более спортсмену нужно правильно распределять нагрузку, а зрителю разбираться, почему спринтер не бежит в полную силу. На 100 метрах силы никто не экономит: забег выглядит динамично и понятно.
И все же стометровка — одна из самых сложных дистанций. Победу от участия здесь отделяют доли секунды, а значит, любые нюансы тренировочного процесса критически важны. Причем в последние годы они стали важнее генетики.
Мышечные волокна и цвет кожи
Но начнем с генетики. Любая мышца состоит из волокон. Волокна подразделяются на медленные (тип I) и быстрые (тип II), их соотношение у каждого человека индивидуально. Есть методики тренировок, позволяющие это соотношение перестраивать, но существенно изменять пропорции спортивная наука пока не научилась. Другими словами, мы рождаемся и умираем либо спринтерами, либо марафонцами.
Медленные мышечные волокна, как следует из их названия, медленнее сокращаются и обладают меньшей силой, но они могут работать продолжительное время без утомления. Быстрые волокна обладают максимальной скоростью сокращения и силой, но быстро утомляются. Они идеально подходят для коротких, взрывных усилий, которые и требуются в спринте.
У темнокожих спортсменов высокая концентрация быстрых мышечных волокон заложена генетически, отсюда их естественное преимущество в спринтерских забегах. Еще у людей с африканским происхождением в среднем более длинные конечности и более узкие бедра по отношению к росту. Эта анатомическая особенность тоже улучшает механику бега и влияет на развитие скорости.
Гений и наука
Время от времени на Земле рождаются гении. Они бегут стометровку с результатом, который их современникам кажется недосягаемым. Однако чем ближе к сегодняшнему дню, тем реже мы встречаем атлетов, которые были бы на голову выше конкурентов. Исключение — ямайский спринтер Усейн Болт, но давайте пока вынесем его за скобки.
Первые зафиксированные мировые рекорды в беге на 100 м держались по 9 лет:
- 1912, Дональд Липпинкотт, США, 10,6 секунды
- 1921, Чарли Пэддок, США, 10,4 секунды
- 1930, Перси Уильямс, Канада, 10,3 секунды
Достижение великого Джесси Оуэнса (10,2 секунды на Олимпиаде в Берлине) не могли улучшить аж 20 лет — с 1936 по 1956. Однако начиная с 1987 года ни один мировой рекорд стометровки не держался дольше трех лет. Потому что на первый план вышли биотехнологии, методики тренировок, питание, восстановление, медицина, экипировка — в общем, все то, что не передается спортсмену от мамы с папой.
Великолепная четверка
Сам забег специалисты делят на 4 фазы: старт, ускорение, поддержание скорости и финиш. У каждой фазы свои технические особенности. Для победы на Олимпийских играх все четыре этапа безусловно важны, и все же у каждого спринтера есть свои сильные и слабые стороны — вот они-то и проявляются в каждой из фаз.
Старт — это все, что предшествует судейскому выстрелу и все, что происходит в первую долю секунды после него. Спринтеры занимают определенное положение в стартовых колодках. Здесь важно обеспечить наилучшую позицию тела и углов в суставах, чтобы на выходе получить мощный первый шаг. Критически важно как можно быстрее среагировать на стартовый сигнал, поэтому нейромышечную активность топ-спринтеров изучает и корректирует большая научная команда.
Фаза ускорения длится первые 10–15 метров. Бегун постепенно выпрямляется, увеличивая частоту и длину шагов.
Большая часть дистанции проходит в режиме поддержания скорости: на этом этапе важно сохранить правильную технику, оптимальное положение тела и высокий ритм движений.
Секундомер останавливается в момент, когда спринтер пересечет финишную линию любой частью тела. Поэтому за несколько метров до финиша атлеты используют различные техники, такие как наклон вперед или бросок грудью.
Нынешнее время Ноа Лайлса, как уже было сказано, не лучшее в истории. Несмотря на то что тренировочный процесс год от года совершенствуется, далеко не каждая Олимпиада или чемпионат мира приносят рекорды. Скажем, в 2012 году в Лондоне сегодняшние обладатели золотой и серебряной медали Лайлс и Томпсон уступили бы не только Усейну Болту (которого мы еще немного подержим за скобками), но и Йохану Блейку из Ямайки, показавшему тогда результат 9,75 секунды. Но общий уровень, конечно, растет: если в 80-х годах редкому спринтеру удавалось пробежать дистанцию быстрее 10 секунд — великий Карл Льюис в 1984 году выиграл стометровку с результатом 9,99, — то в Париже из 10 секунд выбежали все восемь финалистов!
Усейн «Молния» Болт, или Роль личности в истории
В конце нулевых в легкой атлетике появился уникальный спринтер, рекорд которого держится уже 15 лет и имеет все шансы продержаться столько же или дольше, если не появится кто-то, равный ему по гениальности.
У Болта необычно высокий для спринтера рост 195 см. Обычно такие высокие спортсмены испытывают трудности с начальной фазой спринта, но уникальность Болта в том, что он эту трудность сумел преодолеть. А в фазе поддержания скорости его рост и, как следствие, чрезвычайно длинный шаг — уже преимущество.
Болт выиграл три Олимпиады — Пекин-2008, Лондон-2012, Рио-2016, причем на двух дистанциях — 100 и 200 метров. Но его главные цифры — 9,58 — загорелись на табло в 2009 году на чемпионате мира в Берлине. До сих пор ни одному спортсмену не удалось к ним приблизиться.
Автор: Никита Латынин