Арт-дилер Денис Арцинович: «Продолжать паразитировать на имени Фаберже неправильно»
Давайте начнем с предмета вашего увлечения, коллекционирования и меценатства. Почему это именно камнерезное искусство?
Все благодаря моему старшему брату Максимилиану (владелец британского ювелирного дома MaximiliaN London. — Прим. ред.). Мы с ним как братья Морозовы, ну а с кем еще сравнивать? В 1980-х брат поступил в Военно-морское училище в Ленинграде. Это был для него совершенно чуждой город, из близких людей — только друг отца, художник и реставратор Нодари Ахмедович Чагалидзе. Брат часто бывал у него в мастерской на улице Галерная, куда приходили многие творческие люди, и собственно там познакомился с искусством резьбы по камню. Я в этой истории возник много позже, когда Максим уже стал известным коллекционером и даже успел подарить часть своей камнерезной коллекции Эрмитажу. Мне хотелось как-то структурировать и упорядочить его собрание, а еще найти новые имена, открыть новых талантливых резчиков.
Почему вы выбрали современных мастеров, а не, скажем, работы Фаберже?
Это прекрасно, что в России существовала фирма Карла Фаберже, давшая повод гордиться русской ювелирной и камнерезной школой. Но с момента смерти ее основателя прошло уже больше ста лет, и продолжать паразитировать на его славном имени, я считаю, все-таки неправильно. Пускай им занимаются музейщики и искусствоведы, в мире огромное количество таких специалистов; кстати, подделывать произведения фирмы начали еще при жизни Карла Фаберже и продолжают до сих пор.
Поэтому мы сосредоточились на современном камнерезном искусстве. Максим приобретал в свою коллекцию произведения только тех мастеров, с кем познакомился лично. Покупал у них напрямую, без посредников. И сразу было понятно, что вещь подлинная с оригинальным клеймом. Но было и еще одно соображение. Покупая работы умерших художников, ты поддерживаешь вторичный рынок, арт-дилеров, специалистов по антиквариату. А ему хотелось помочь именно живущим художникам, активно работающим мастерам. Тут все просто: купив работу у художника, ты помогаешь ему накормить семью, купить расходные материалы и приступить к следующему творению. Так сложилось, что среди первых знакомств Максима были камнерезы из Петербурга, так он начал помогать именно представителям петербургской школы камнерезного искусства.
А помните, с чего началась его коллекция?
Отлично помню! Это была фигурка маленького шута из дымчатого кварца. Я видел ее у брата в съемной квартире на Невском проспекте, по-моему, в самом начале 1990-х. Потом мы с ней расстались, но именно она стала некоей точкой отсчета.
Есть ли какая-то преемственность между Фаберже и современными мастерами?
После революции 1917 года традиция как таковая прервалась. В годы советской власти идеи роскоши были неприемлемы, поэтому камнерезные предприятия создавали, с одной стороны, подарочные изделия для партийной номенклатуры, а с другой — облицовку станций метро. В 1989 году в Елагином дворце прошла первая выставка творений Фаберже из сохранившихся в музейных запасниках. Так произведения великого предпринимателя смогли увидеть советские люди, в том числе ювелиры, реставраторы, специалисты по работе с камнем. И по большому счету, именно эта экспозиция послужила мощным импульсом для возрождения камнерезного направления уже в наше время. Художники начали с того, что просто копировали эти работы, пытаясь освоить технику. А потом, набив руку, начали формировать свой авторский стиль.
Вы упомянули Петербургскую школу современного камнерезного искусства. Расскажите поподробнее про нее и про другие направления.
Конечно, «школа» — в данном случае это традиция, но никак не здание. В Москве и Питере вообще нет вузов, где обучают резьбе по камню, это совокупность мастерских, в которых мастер, как сенсей, передает знания и секреты ремесла ученикам. Но вообще правильно сказать так: есть русская школа камнерезного искусства с разными центрами. Один из ключевых — Санкт-Петербург, культурная столица и столица бывшей империи. Именно здесь основал свою фирму Карл Фаберже.
В России тогда мастеров было мало, поэтому заказы на исполнение горячей эмали отправлялись в немецкий город Пфорцхайм, а камнерезные скульптуры для Фаберже делали в городе Идар-Оберштайн, неподалеку от Франкфурта. Он был и остается мировой столицей камнерезного искусства, поскольку там со времен Средневековья активно велась добыча агатов. Так что камнерезное искусство в Петербург пришло именно оттуда: можно сказать, что петербургская школа выросла из немецкой.
А как же Урал?
Это наша историческая сырьевая столица — там Демидовы добывали не только железную руду для пушек, но и малахит, служивший камнем для высокой дипломатии. Подарки, изготовленные из малахита, точнее, облицованные им, считались особо ценными и преподносились царским особам. Здесь работал художник и камнерез Денисов-Уральский, известно, что и ему Фаберже давал заказы на исполнение резьбы по камню. Сегодня центры камнерезного искусства есть в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, в городе Кунгур в Пермском крае, в Сибае на Южном Урале — там добывают яшму. В Башкирии развита школа флорентийской мозаики, то есть создания плоских панно и мозаик из цветного камня. Помимо этого, есть Иркутск и Улан-Удэ, где сильны традиции бурятской резьбы по нефриту. И все это русская школа камнерезного искусства.
Вернемся в Петербург. Как у брата возникла идея подарить часть коллекции Эрмитажу?
Коллекция изначально создавалась как хобби, предполагающее общение с интересными творческими людьми. Со временем он занялся продажей этих работ, попробовал себя в качестве арт-дилера. В 2007 году в Лондоне он познакомился с Клубом друзей Эрмитажа и лично с Михаилом Борисовичем Пиотровским. Три года подряд экспонаты из его коллекции становились лотами закрытых благотворительных аукционов. Деньги, вырученные от этих продаж, шли в фонд Эрмитажа, в том числе на реставрацию здания Главного штаба. На одном из таких званых вечеров Михаил Борисович сказал, что Государственный Эрмитаж был бы рад иметь в своем собрании такую коллекцию камнерезного искусства, и мой брат, не раздумывая, принял решение передать главному музею своего любимого города 16 предметов из собственной коллекции. Так в 2011 году в Эрмитаже появился специальный раздел, посвященный камнерезному искусству.
Вроде бы в музее был раздел мелкой камнерезной пластики и глиптики?
Да, там были представлены малые формы, например камеи и интальи Екатерины II, а также шкатулки. Но опять же невозможно все время жить прошлым. И Михаил Борисович постоянно говорит о том, как важно поддерживать современных художников, иначе в музейных коллекциях образуются временные лакуны. Теперь наши питерские мастера-камнерезы: Евгений Морозов, Геннадий Пылин, Сергей Фалькин, Владимир Илюхин, Антон Ананьев, Владимир Путрин, Ольга Попцова, Александр Левинталь, Александр Веселовский, Вячеслав Иванов, Сергей Шиманский, Ирина Астанина, Ярослав Ксенофонтов, Сергей Станкевич, Юлия Гоголь — могут прийти в Эрмитаж и показать всем свои творения. Их работы входят в постоянную музейную коллекцию, поэтому у арт-дилеров не должно возникнуть вопросов по поводу стоимости других работ этих ребят. Это лучшая гарантия качества! Всего с 2011 года мы с братом передали в дар Эрмитажу 22 работы, потом и сам музей напрямую приобрел у художников несколько произведений. Еще три работы мы подарили Гохрану и шесть произведений передали в постоянную коллекцию Музею истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге. Это единственный профильный музей ювелирного и камнерезного искусства у нас в стране.