Коллаж: «Сноб»

Проект Blueprint 100 придумали для того, чтобы поддержать талантливых российских креаторов и привлечь внимание к «свежей крови» в креативных индустриях. Ежегодно, начиная с 2020 года, члены экспертного совета формируют список вместе с редакторами издания The Blueprint. В этом году в рейтинге 13 номинаций: «Модная индустрия», «Современное искусство», «Современная музыка», «Кино», «На подиуме», «Фотография», «Академическая музыка», «Театр», «Литература», «Танец», «Индустрия красоты», «Гастрономия», «Архитектура и дизайн».

Архитектура и дизайн

Дарья Василькова

Основатель архитектурного бюро Art Group и создатель бренда Reda

В 2011 году Дарья Василькова открыла архитектурное бюро Art Group. Дизайнер любит работать с нестандартными решениями в цвете, задействовать винтажные предметы интерьера и даже ресайкл-мебель. Ее фирменный прием — использовать керамическую плитку, оставшуюся после ремонта: она шла на отделку окон, плинтусов, каминов. В 2019-м Дарья открыла бренд плитки и предметов интерьера Reda. Помимо производства товаров, марка инициирует коллаборации. Например, с учениками школы «Точка будущего» в Иркутске. А еще бренд выпустил серию изделий, в основу принтов для которых легли рисунки подопечных фонда «Семьи СМА» со спинально-мышечной атрофией.

«Мне кажется, что моя номинация — это результат многолетней, упорной и где-то даже упрямой трансляции собственного подхода к дизайну. Это предполагает не просто создание функционального и эстетического пространства, но и манифестацию гуманистических ценностей, а также проникновение в других сферы деятельности. Для меня дизайн — это визуальная социальная коммуникация, которая должна менять к лучшему и объединять людей. 

Я использую локальный визуальный язык и техники, работаю в смелой эклектике стилей и цветов, в коллаборациях с художниками и дизайнерами, с бизнесом и социальной сферой. Это дает возможность не зацикливаться на собственном языке дизайна, но постоянно производить новые удивительные и удивляющие вариации. Так было далеко не всегда, когда-то за нестандартность и отсутствие четкой приверженности к трендам меня буквально хейтили. Но по-другому я не хотела и не могла, и поэтому сегодня я и моя команда в номинации Blueprint 100».

Артем Укропов

Сооснователь бюро Megabudka

Бюро Megabudka создали выпускники МАРХИ Кирилл Губернаторов, Дарья Листопад и Артем Укропов. Они специализируются на проектировании общественных и жилых зданий и концепциях благоустройства. Начинала команда с конкурсов, где предлагала максимально нестандартные решения. О «Мегабудке» заговорили после проекта реконструкции Триумфальной площади. Основатели бюро часто обращаются к переосмыслению национальной русской архитектуры и даже разработали «Определитель русскости дизайна». Самые известные проекты бюро: парк «Кудыкина гора» и Ярмарочная площадь и Окская набережная в Нижнем Новгороде.

«Мы создаем тренды в архитектуре и являемся действительно самым креативным архитектурным бюро в РФ, а еще ведем лучшее архитектурное СМИ по версии Москомархитектуры. Кроме того, наше бюро разрабатывает и реализует самую дорогую в России недвижимость за 1 кв. м — Mantera Seaview residence в Сочи, а проект, над которым мы работаем уже более пяти лет, — “Кудыкина гора” — вошел в топ-15 туристических достопримечательностей России».

Дарья Белякова

Архитектор, основатель бюро Arch(e)type и проектa A-House

Дарья Белякова закончила Миланский политехнический институт и школу Архитектурной ассоциации в Лондоне. В 2015 году открыла собственное бюро Arch(e)type и спроектировала первый дом в своей карьере — ЖК на Нагатинской набережной. Логичным продолжением бюро стал мебельный бренд Archipélago. А в 2021-м Дарья запустила ювелирный бренд Joser с междисциплинарным подходом к украшениям на стыке дизайна и архитектуры. В 2023-м она анонсировала открытие особого клуба для архитектурного сообщества — A-House.

«Думаю, мы с командой попали в список, потому что у нас есть миссия — улучшить качество жизни людей благодаря архитектуре и дизайну. Над этим и работает архитектурное бюро Arch(e)type, проектирующее мастер-планы и здания, интерьерный департамент, занимающийся общественными пространствами, мебельный бренд Archipélago, создающий авторские предметы, наполняющие интерьеры, а также проект A-House, формирующий сообщество архитектурно-строительной индустрии и популяризирующий архитектуру и дизайн».

Модная индустрия

Анастасия Хащивская

Выпускница Школы дизайна ВШЭ 2023, основатель бренда KHAV

Анастасия Хащивская закончила Школу дизайна ВШЭ и запустила свой бренд KHAV. В основе ее выпускной коллекции лежат практики пеленания и бинтования. Часть вещей напоминают уютные одеяла и пледы, в которые хочется укутаться, а часть немного пугает отсылками к бинтам. Для создания коллекции дизайнер погрузилась в изучение мумификации Древнего Египта, изучала работы скульптора Христо Явашева, который заворачивал в ткань острова и здания.

«Могу предположить, что я оказалась в списке The Blueprint, потому что, в связи со всеми глобальными событиями в мире, многим мог откликнуться выбранный мною визуальный и концептуальный нарратив и то, как он встраивается в контекст популярного сегодня в моде неоромантизма. Но прежде всего, мне кажется, в моем случае сработала искренность. Все, что я делаю, я сильно пропускаю через себя, так и в последнюю коллекцию было вложено очень много моих эмоций. Думаю, жюри это почувствовало, и поэтому мой проект срезонировал».

Алена Лозовская

Создатель бренда Razumno

Алена Лозовская родилась в семье обувщиков и продолжила развивать семейное дело. Ее родственники занимались обувью еще с 1970-х годов, а в 2020-м Алена решила основать собственный бренд Razumno. Марка делает ставку на ремесленный подход, выбор кожи, контроль за изготовлением — все это происходит под наблюдением мастера, никакого массового фабричного производства. В работе используются лучшие итальянские ткани и натуральная кожа. Процесс протекает максимально разумно — с минимальными отходами. Каждая модель обуви названа именем известной женщины, например Соня Делоне, Гертруда Элион, Майя Плисецкая.

«Мы стараемся делать свою работу качественно и на совесть, принимаем свои ошибки и исправляем их. Кроме того, мы любим, когда красиво, если быть точными — когда идеально! А еще ведем искреннюю коммуникацию с аудиторией. Ну и выручка растет — это основной показатель».

Мария Курдюмова

Выпускница РГУ им. А. Н. Косыгина и Британской высшей школы дизайна, создатель бренда IMK MODE

Мария Курдюмова показала свою первую коллекцию в 2022 году и уже успела появиться на страницах лондонского журнала Schön! Magazine. Мария много внимания уделяет пропорциям, играя с шириной плеч и обхватом талии, и необычным материалам. Например, корсеты украшают съемные болеро на огромных булавках, а на плаще из фактурной экокожи красуются строительные болты. Возможно, на такие необычные инженерные решения дизайнера натолкнула учеба не только в Британской высшей школе дизайна, но и в РГУ им. А. Н. Косыгина.

«Думаю, что ответ на вопрос “почему я?” находится в самом описании стиля моего бренда. Фраза ”инженерные решения” в статье Blueprint 100 очень точно его характеризует. Меня и мой бренд номинировали за те сложные инженерные решения, которые я сконструировала в сочетании с необычными материалами и декоративными элементами: большие булавки, строительные болты на корсетах, болеро, жакетах, плащах».

Подготовила Аня Батурина