Будущее смотрит в лес. Тренды миланской мебельной выставки Salone del Mobile
Почти две тысячи экспонатов, 27 школ дизайна, больше 300 тысяч посетителей и насыщенная программа в диапазоне от презентаций новинок до концептуальных художественных выставок — ежегодно в конце апреля в Милане проходит выставка Salone del Mobile (iSaloni). Директор F.T. by Buro All Textile Илья Сологубовский побывал на главной европейской мебельной выставке и рассказал «Снобу» о важных трендах, которые там увидел
Миланскую выставку я посещаю больше 10 лет, и сейчас, после трехлетнего ковидного перерыва, открыл ее для себя заново. На протяжении недели все в Милане и его окрестностях подчинено дизайну: одновременно с iSaloni проходит множество специализированных выставок. Например, в экспоцентре Rho Fiera прошла выставка новинок освещения EuroLuce и SaloneSatellite, где показывают работы молодых дизайнеров. А на многочисленных городских площадках развернулись проекты под общим названием FuoriSalone, которые объединяют искусство, дизайн и технологии.
Экологичность и технологии
Один из ключевых трендов в сфере дизайна этого года — возвращение человека к природе. Экологичность во всем: отказ от бетона и стекла в пользу натуральных материалов, сближение городской застройки с природой. Такого количества зеленых насаждений в павильонах выставки я еще не видел: березы, оливковые деревья, стенды с покрытием из натурального газона. Отразилась эта тенденция и на тканях: многие бренды используют текстиль, созданный из переработанных материалов.
iSaloni показал, что дизайн начала двухтысячных окончательно сдает позиции — мы на пороге чего-то нового. Очевидно, что развитие технологий получит свое отражение и в этой сфере. В скором будущем искусственный интеллект будет готов заменить и ручные навыки, и ремесла, и сможет предложить какие-то новые инструменты. Машинные алгоритмы для создания дизайна уже есть, думаю, в ближайшее время мы увидим, что еще можно будет делать без использования человеческого труда.
В то же время продолжает развиваться тенденция последних лет — дизайн становится «именным». Еще в начале двухтысячных Филипп Старк создал для компании Kartell «стул-привидение» Louis Ghost: дизайнер взял за основу модель кресла эпохи Людовика XIV, а в качестве рабочего материала выбрал прозрачный пластик. С тех пор появилось множество вариаций «стула-призрака» — цветные модели и арт-объекты с использованием этого предмета интерьера. Несколько лет назад Старк начал работать с Dior, взяв в «креативные компаньоны» ИИ, и создал свою версию кресла Miss Dior — по мотивам стульев со спинками-медальонами в стиле Людовика XVI, которые стояли в бутике марки на авеню Монтень при жизни самого Кристиана Диора. В этом году Филипп Старк представил коллекцию мебели Monsieur Dior из полированного алюминия: несколько вариантов в обивках из фирменной ткани Jouy и ставшей хитом буклированной ткани разных оттенков.
Повторение пройденного
Дизайнеры распрощались с тяжеловесными формами, еще недавно модными темным деревом и розовым золотом. Им на смену приходят разнообразные переиздания и переосмысления мебели прошлых десятилетий. Нынешний ReDesign — это, в первую очередь, обращение к работам 1960–1970-х годов. Часто в качестве основы используют металл холодных белых оттенков — сталь, алюминий. На ум сразу же приходит мебель от братьев Буруллек для Magis. А в части формы и цвета видны отсылки к 1980-м, с акцентом на декоративность и футуризм, к работам миланской группы Memphis. Ее дизайнеры и художники проповедовали веселую анархию: использовали недорогие материалы, технику комикса и коллажа, яркие неоновые цвета и ставили во главу угла не функциональность, а взаимодействие мебели с окружающим пространством. В этом году дизайн и палитру Memphis активно используют в современных решениях — это видно по представленным новинкам на стендах брендов Secolo, Driade, Cassina. И кажется совсем не случайным, что в миланском Fondazione Sozzani сейчас идет ретроспектива работ дизайнера Аугусто Бетти. На рубеже 1960–1970-х он создавал мебель, экспериментируя с формами и объемами. Итогом стали такие культовые предметы, как кресло «Лапша», софа Flou и кресло «Циклоп».
Из года в год колористическая палитра тканей и представленной мебели строго следовала предписанному цвету года Pantone. Например, в этом году — дерзкому красно-фиолетовому Viva Magenta. А также другим популярным оттенкам: оранжево-терракотовому Tangelo, имперскому желтому Empire Yellow, классическому зеленому Classic Green и сдержанному синему Blue Perennial. Они доминируют в представленных обивочных тканях и краске для стен. Также я бы отметил возвращение к чистому белому цвету — 70% всех выставочных экспонатов были в светлой обивке. Так, видимо, лучше воспринимается форма — без отвлечений на цвет. Возвращается популярность светлого дерева — дуба, в частности, и американского ореха. Также неожиданно приятно увидеть радужные коллекции BomBom мебели от Жоаны Вашконселуш для Roche Bobois и светильников Soft Blown от Луки Никетто для Lladro.
Мебель и тяжелый люкс
Фешн-бренды все активнее заходят на территорию мебели. Etro, Louis Vuitton, Loro Piana, Hermes — эти марки прекрасно понимают своих клиентов и хотят создавать для них не только одежду, но и весь предметный мир.
Одним из первых о своих намерениях в 2012 году на Art Basel Miami заявил бренд Louis Vuitton, для которого 12 дизайнеров (в их числе — Кристиан Лиэгр, Марсель Вандерс, Патрисия Уркиола, братья Кампана) создали новую коллекцию Objets Nomades. В этом году она пополнилась 11 новыми предметами, в том числе подвесным креслом Disco Cocoon, украшенным множеством зеркальных плиток, похожим на зефир диваном Bomboca, светильником Flower Tower из муранского стекла, в котором легко разглядеть пузырьки-цветы, напоминающие фирменный цветок Louis Vuitton — Monogram. А мобиль Quetzal напоминает о ярких птицах Южной Америки. Ценник — соответствующий именам всей этой мультидисциплинарной коллаборации. Но, как известно, noblesse oblige (фр. «происхождение обязывает»).
В этом году коллекция мебели появилась и у Etro — это их совместное детище с Jumbo Group. Loewe представили в Милане коллекцию стульев Lloyd Loom, которую для них сделала мастерская Vincent Sheppard. Лаконичные диваны и журнальные столики представили Paul Smith и Padova. Наконец, бренд Loro Piana показал коллекцию мебели Apacheta, которую создал аргентинский дизайнер Кристиан Мохадед. Ну, и в духе «король умер, да здравствует король» произошло рождение бренда Karl Lagerfeld Maison. Лагерфельд был известным собирателем «антиквариата будущего», так что ценителям стиля мэтра придется смириться с его монохромной палитрой — белые стены и обивка в сочетании с темным деревом.
Новое старое
В миланском районе Брера, где находится множество дизайнерских шоурумов, традиционно открывают поп-ап-проекты и делают выставки. Классические итальянские палаццо наполняются современными объектами и предметами мебели. Например, шоурум EDRA открылся в Palazzo Durini, а завораживающие инсталляции Grohe SPA Health Through Water появились в пинакотеке Брера. Одна из инсталляций, вдохновленная водной стихией, представляла собой отражающий бассейн, по углам которого стояли зеркальные кубы. В каждом из них находились модульные душевые, предметы из коллекций Atrio и Allure Private. В итоге внутренний двор галереи превратился в огромное зеркальное пространство, в котором отражалась и она сама, и величественная бронзовая статуя Нептуна, установленная в центре. Получился очень притягательный образ, в котором соединяется дизайн прошлого и настоящего.
Основатели студии Dimore Эмилиано Сальчи и Бритта Морана открыли новое галерейное и арт-пространство Dimore Centrale в районе вокзала Centrale и разместили там интерьерные инсталляции в виде кубов. Чтобы увидеть скрытое внутри них, нужно посмотреть через разлом или пробоину от снаряда или даже через кованую решетку. Дизайнеры объясняют: «Так ты можешь видеть красоту жизни, осознавая при этом ее хрупкость». Независимая дизайнерская платформа Alсova в этом году разместилась в здании бывшей скотобойни. Здесь представили свои работы десятки молодых дизайнеров. Кстати, это тоже новый район Милана, расположенный неподалеку от вокзала Порта-Виктория на востоке города, который скоро превратится в суперпередовой, технологичный и экофрендли молодежный квартал. Не менее бурно развивается самый амбициозный и крупный в Европе урбанистический кластер Милан-Мальпенса, где полным ходом идет реконструкция города-сада к зимней Олимпиаде, которую тут примут в 2026 году.
Милан долгие годы остается европейской столицей дизайна. На наших глазах растет и развивается город будущего.