1970-е: белый фрак с золотой фурнитурой

Валерий Леонтьев, 1989 год
Фото: Александр Шогин / ТАСС
Валерий Леонтьев, 1989 год

Первые выступления Валерия Леонтьева прошли в начале 1970-х. Молодой артист очень хотел выделяться среди других представителей советской эстрады не только манерой исполнения, но и имиджем. Однако с этим у него возникли большие сложности.

Одежда, в которой выступали артисты того времени, выглядела довольно скромно. Эпатаж на сцене не приветствовался – это считалось идеологически чуждым, вредным. Поэтому Леонтьеву зачастую приходилось шить себе наряды самому. Даже спустя годы, когда певец мог позволить себе любой наряд, он мог самостоятельно видоизменять одежду прямо перед выступлением, если ему в голову внезапно приходила какая-нибудь смелая идея. К своему образу он всегда относился так же серьезно, как к репертуару. Вернее, для него не существовало репертуара в отрыве от имиджа. Леонтьев представал перед публикой удивительно целостным артистом, чей внешний вид лучшим образом сочетался с голосом и танцами.

В 1970-х самой экстравагантной его вещью был белый фрак с золотым декором. Даже в Доме моделей в те годы для артистов не шили ничего более вызывающего. Но Леонтьев умело комбинировал белый фрак с другой одеждой, благодаря чему образы с фраком каждый раз выглядели свежо. Больше всего поклонникам запомнилось, как удачно артист подобрал к нему широкие белые брюки. Свободно сидящие белые костюмы – визитная карточка Леонтьева тех лет.

1980-е: жилетка из жемчуга, пиджаки с увеличенными плечами и первые выступления с голым торсом

Валерий Леонтьев на Центральном стадионе в Лужниках в перерыве футбольного матча между командами правительства России и правительства Москвы, 1992 год
Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости
Валерий Леонтьев на Центральном стадионе в Лужниках в перерыве футбольного матча между командами правительства России и правительства Москвы, 1992 год

В 1980-х в жизни Леонтьева случилось три очень важных события. Во-первых, его заметил композитор Раймонд Паулс. Вместе они создали несколько хитов. Благодаря покровительству Паулса артисту спускали с рук его эксперименты с имиджем.

Во-вторых, Леонтьев триумфально выступил на музыкальном фестивале «Ереван-81». Иностранные журналисты, впервые увидев артиста, моментально окрестили его «русским Дэвидом Боуи», а журнал Time даже сравнил с Миком Джаггером. Леонтьев и вправду был похож на западных рокеров – на выступлении он экстравагантно двигался и был интересно одет, но больше всего журналистам понравились его длинные волосы. А вот советскому руководству это совсем не нравилось. После такого выхода на публику артисту попытались запретить выступать на московских сценах, но Раймонд Паулс смог отстоять своего протеже перед людьми «сверху».

А в 1989 году Леонтьев отправился в тур по Индии. Там артисту было очень комфортно – выступления проходили под палящим солнцем, из-за жары невозможно было носить скромные пиджаки и брюки, ненавистные певцу. И он пошел на эксперименты – впервые выступил перед публикой с голым торсом. В Индии Леонтьев полюбил майки и рубашки с коротким рукавом, которые он не застегивал. Знаменитый карнавальный имидж артиста начал формироваться именно тогда. Вернувшись в СССР, он уже никогда не отступал от своих вкусов и не позволял руководству навязывать ему представления о правильном внешнем виде.

Фанаты хорошо запомнили жилетку из жемчуга, которую Леонтьев надевал под пиджаки в середине 80-х. А пиджаки он носил с массивными заостренными плечами. В это же десятилетие в гардеробе певца появились узкие комбинезоны и ботинки на каблуке.

1990-е: «сетки» на голое тело, кожаные вещи и массивные кресты

Валерий Леонтьев на XVI международном фестивале искусств «Славянский базар» в Витебске, 2007 год
Валерий Леонтьев на XVI международном фестивале искусств «Славянский базар» в Витебске, 2007 год

В 1990-е имидж Леонтьева оформился окончательно. Артист шел на все более радикальные эксперименты. На «Песне года-91» он появился в сетчатой футболке. С того момента сетчатые и прозрачные вещи – визитная карточка певца. На каждом публичном мероприятии он всеми возможными способами подчеркивал свое рельефное тело – широкую грудь и кубики на прессе. А поверх прозрачных блузок артист часто надевал грубые кожаные вещи с шипами и пряжками.

Леонтьев любил и массивные украшения – перстни, цепи и кресты. Помимо них он украшал себя жемчугом и кристаллами. В этот период артист трансформировал представления россиян о том, что такое секс-символ. Экстравагантный рокер в кожаной куртке и кружевах принес отечественной эстраде другой уровень свободы, а своему слушателю и зрителю – другую точку зрения на многие вещи.

2000-е: стразы, перья, ремни и карнавальные костюмы

Валерий Леонтьев на юбилейном концерте в Государственном Кремлевском дворце
Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости
Валерий Леонтьев на юбилейном концерте в Государственном Кремлевском дворце

В нулевые образ «танцующего рокера» несколько преобразился. Леонтьева стала привлекать эстетика карнавала. В его гардеробе появилась одежда для создания образов пирата, ковбоя, индейца… Артист в этот период носил костюмы с обилием перьев, страз и прочих декоративных элементов. Полюбил он и ремни – обтягивал тело сразу несколькими.

После китчевого брутализма 90-х певец увлекся стилизацией более «женственных» вещей и перешел к тактике «сочетание несочетаемого». Прозрачные блузки, леопардовые принты, узкие пиджаки ядовитых расцветок, кожаные дизайнерские вещи с прорезями, одежда с накладными плечами, которые напоминали скорее крылья ангела, – все это обязательные приметы стиля Леонтьева и в 2000-х, и в 2010-х.  

А вот ближе к 2020-м Леонтьев демонстративно отказался от былого стиля в пользу «молодежных» луков – футболок, полуспортивных брюк и кроссовок. Но не многие оценили последний сценический образ артиста. В памяти фанатов он всегда будет слегка безумным королем эпатажа, нарушающем все возможные табу.

Подготовил Алексей Черников