От детей-сирот до мажоров. Как эволюционировала школьная форма в разных странах
Форменные поколения Великобритании: традиции или современность
Стандартизированная одежда для учащихся, согласно энциклопедии Британника, впервые упоминается в 1222 году: архиепископ Кентерберийский приказал носить «каппы клауса» — накидки, похожие на мантии. Сама школьная форма появляется там же в Англии, но лишь в XVI веке: учащиеся Госпиталя Христа (Christ’s Hospital boarding school) — школы при приюте для бездомных — носили синие пальто и желтые чулки. Сегодня уже не дети-сироты, а ученики этой престижной школы-пансиона с высоким конкурсом на место голосуют за сохранение формы в первоначальном виде. И она остается практически неизменной со времен Тюдоров. Учеников можно понять: очень стильно выглядит длинное пальто, подпоясанное кожаным ремнем, с чулками и юбкой плиссе или брюками галифе.
Раньше форма, популярная в учебных заведениях Англии, служила «уравнителем», объединяя учеников по принципу принадлежности к одной школе и решая довольно прагматичный вопрос, во что одевать детей. Позднее форма стала показателем привилегированности ее носителя. Она выглядела стильно, но при этом не отличалась практичностью. Так, например, выделяются ученики старейшей школы Harrow — стильные юноши в соломенных шляпах-канотье, темно-синих блейзерах и светло-серых брюках. Именно так выглядели молодые выпускники Джордж Байрон, Джон Голсуорси, Виктор и Чарльз Ротшильды, Николас Виндзор, Король Иордании Хусейн, Уинстон Черчилль. Британская традиция уверенно прижилась и в бывших колониях: в Новой Зеландии, Индии, Сингапуре и Австралии форма до сих пор считается обязательной.
Отказ от формы в Европе и негативный след Гитлерюгенда
В Европе же форма в школах приветствовалась меньше и до сих пор остается скорее исключением. Чаще всего дресс-код практикуют элитарные учебные заведения, форма которых служит показателем принадлежности к высокому обществу через характерные эмблемы и принты. Во Франции и Италии форма для школьников обыкновенно не предусмотрена, в Германии и вовсе порицается. Особенно остро дресс-код воспринимается из-за негативных ассоциаций с нацистским режимом, когда все дети в добровольно-принудительном порядке состояли в Гитлерюгенде и Союзе немецких девушек (и обязательно носили форму СС).
Культ школьной формы в Азии, форма от Giorgio Armani и ранцы по цене аренды квартиры в Москве
Традиция школьной формы в Великобритании сопоставима лишь с некоторыми азиатскими странами. В Японии и Южной Корее эстетика учащихся — отдельное направление в стиле, которое пользуется популярностью не только среди учеников, но и у поколения постарше: во многих аниме и мангах персонажи одеты именно в школьную форму, как и популярные модели в мужских журналах. Форма обязательна в большинстве школ с конца XIX века. Существует два направления: первое — знакомая всем белая рубашка с брюками или юбкой. Второе — вдохновленная матросской одеждой блузка с воротником-гюйсом и плиссированная юбка, а для мальчиков — китель с воротником-стойкой с брюками или шортами. Форма обязательна почти во всех школах, а учебные заведения стараются соревноваться между собой, у кого она интереснее. Так, в 2018 году одна из государственных школ в Токио привлекла Giorgio Armani к созданию коллекции обязательной формы для учеников. Редкий случай, когда громкая коллаборация оказалась неудачной: стоимость одного комплекта начиналась от 730 долларов, что, разумеется, не воодушевило родителей. При этом серьезно тратиться на школьную атрибутику в Азии в целом принято — особенное внимание отдается технологичным ранцам Randoseru, каждый из которых собирается вручную под индивидуальный запрос: какие-то модели предполагают расположение учебников под специальным наклоном, чтобы ранец на спине ощущался легче. Цены доходят до 100 тысяч йен (около 60 000 рублей).
Школьная форма в России: от платьев в Смольном и мундиров в гимназиях до фартуков и красных галстуков
В России форма появилась в 1834 году: Николай l не любил разношерстность в одеяниях чиновников и их спутниц и утвердил Положение о гражданских мундирах. Тем самым ввел первый в стране официальный дресс-код. Нововведение затронуло и форму школьников. Только если в старейших британских школах введение формы было связано с нехваткой одежды у детей-сирот, в России форму носили только дети из благородных семей, которые могли себе позволить образование. Сначала это были только юноши. Так, все студенты и воспитанники учебных заведений должны были обзавестись мундирами из темно-зеленого сукна с темно-синим воротником, покрой — по актуальной моде. Форма выделяла лицеистов из гимназистов, и носить ее считалась почетным.
Первое же не массовое обращение к дресс-коду произошло в стенах Смольного института, открытого по указу Екатерины ll в 1764 году. Девушек воспитывали скромными в строгих условиях: 12 лет они не покидали территорию института, взрослели и образовывались в нем, носили платья из грубой ткани простого кроя с передником — отличались цвета в соответствии с возрастными группами: от младших к старшим носили платья кофейного, синего, серого и белого цветов. Оттенок «очищался» ближе к выпуску.
С приходом к власти большевиков школьную форму упразднили и из-за нехватки средств на пошив и выкуп, и по идеологической причине — дабы не подчеркивать неравенство. Вернулась же форма в 1948 году и походила все на ту же дореволюционную: гимназисты в мундирах, девочки в коричневых платьях в пол с передниками. А вот уже в 1962 году в обиход вошла та самая советская форма — у девочек оставались платья с передниками, но длина юбки заметно укоротилась, а цвет передников варьировался от черного до белого, у мальчиков — военная эстетика финально нивелировалась, и они стали носить серые брюки и пиджаки рубашечного кроя, вместо гимнастерок. Все были равны в правах на образование. Единая форма подчеркивала эту идентичность еще одним своим обязательным атрибутом — красным галстуком.
Посмотреть хорошее кино, чтобы полюбить школьную форму
Кинематограф в разное время возвращал интерес к школьному дресс-коду — стиль героев разбирался на референсы почитателями модных веяний. От Алисии Сильверстоун в желтом костюме Dolce & Gabbana в «Бестолковых», признанном одним из самых стильных фильмов 90-х, и Энн Хэтэуэй в «Дневниках принцессы» до «Общества мертвых поэтов» и «Гарри Поттера». Школьной форме уделяется особое внимание в тех фильмах и сериалах, где действие происходит в частных школах-пансионах, что укрепляет первоначальную идею о форме как показателе исключительности ее носителя, обладателя высокого статуса или же магического дара. Это и эмблемы на мантии с полосатыми шарфами и галстуками в «Гарри Поттере», и менее сдержанная, но также с гербом, форма дерзких особ из престижного Святого Триниана в «Одноклассницах». Вспомним и сериал «Сплетница» о богатых школьниках Верхнего Ист-Сайда, над костюмами в котором трудился Эрик Даман, некогда ассистент художника по костюмам в «Сексе в большом городе». Целый пласт образцов для вдохновения школьной эстетикой в одежде подросткам предлагает Netflix — нашумевшие сериалы «Половое воспитание», «Элита», «Молодые монархи», «Академия Амбрелла» и, конечно, «Уэнсдей».
Отечественных образцов в кинематографе тоже хватает — от очаровательных героев в фартуках и галстуках из добрых советских фильмов «Вам и не снилось», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего» до персонажей «Барвихи» в форме из красной клетки, фаршированной европейским люксом и мрачной «Закрытой школы», тяготеющей по дресс-коду к британским пансионам. Правда, в случае последней джемпера с гербами того самого канонического темно-синего цвета несколько контрастно смотрятся на фоне усадьбы Середниково.
С линейки на подиум: школьная форма от-кутюр
Великие дизайнеры из года в год вдохновляются униформой учебных заведений и посвящают им целые коллекции. Или же и вовсе выбирают направление как лейтмотив в айдентике бренда. Так, отсылка Тома Брауна к школьной форме уже уверенно заявлена как часть ДНК одноименного бренда. К слову, с 2021 года в приталенных серых пиджаках и брюках с гольфами в полоску, визитной карточке бренда, ходят уже не только взрослые — дизайнер запустил линию детской одежды, которая запросто может стать формой какого-нибудь престижного учебного заведения. Играют вдолгую с эстетикой преппи очень многие: широко известен и Ralph Lauren, и последние коллекции Miu Miu, но уже нет сил читать о стиле старых денег и тихой роскоши. В 1997 году авторскую интерпретацию «школьной формы» на Кейт Мосс выпустил Джон Гальяно, сопроводив героиню задающей настроение характеристикой: «Сьюзи, непослушная школьница, мечтает стать актрисой и идет на прослушивание, ее утверждают, и она начинает готовиться к одной из величайших ролей, которые когда-либо могли быть у актеров, — Клеопатре». С совершенно иным подходом к аллюзии на школьную форму периодически обращается Рэй Кавакубо в Comme des Garçons: королева деконструктивизма из Японии нарочито расширяет пиджаки, поднимает юбки, сочетает одновременно разные клетчатые принты и выворачивает края наизнанку. Также стабильно присутствует очаровательный элемент школьного гардероба — фартук, над которым проводят всевозможные дизайнерские эксперименты.
А теперь, вдохновившись историей, кинематографом и миром моды, отправляемся в магазины покупать форму к 1 сентября и радуемся, что в России пока можно купить ранец не за 60 000 рублей.
Автор: Лиза Гардер