Watches&Wonders 2023. Лучшее время года
В Женеве с 27 марта по 2 апреля состоялась Watches&Wonders — крупнейшая международная выставка часового искусства, на которой ведущие швейцарские (и не только) бренды представили новые модели 2023 года. Безусловно, прошедший салон развеял последние сомнения скептиков о том, что подобное мероприятие необходимо. Ведь для всех ценителей магии послушных механизмов, заключенных в корпус наручных часов, возможность изучить и перемерить все новинки разом — это ни с чем не сравнимое удовольствие. Подробнее — в материале «Сноба»
За время пандемии несколько раз поднимался вопрос о целесообразности глобальной часовой выставки. Например, не могут ли ее заменить локальные салоны или даже онлайн-показы. Тем более что намного более старое и авторитетное мероприятие — ярмарка BaselWorld, более 100 лет проходившая весной в швейцарском Базеле и собиравшая сотни часовых и ювелирных брендов со всего мира, так и не сумела пережить локдаун. В 2020 году базельскую выставку отменили, и с тех пор нет надежды на ее возрождение.
Фактически Watches&Wonders стал объединением двух некогда независимых показов: женевского SIHH (Salon Internationale de Haute Horlogerie) и того самого BaselWorld, откуда перебрались гранды швейцарской индустрии: Patek Philippe, Rolex, Hublot, Zenith, TAG Heuer, Chanel, Chopard, а также японский Grand Seiko. И если вначале по понятным причинам презентация часовых премьер проходила только в онлайн-режиме, то с 2022 года Watches&Wonders вернула себе привычный «живой» формат в павильоне Palexpo (там же, где проходит Женевский автомобильный салон). В этом году в самом Watches&Wonders приняли участие 48 часовых марок. Параллельно в городе проходили многочисленные независимые показы других брендов. Между прочим, среди них свои новинки представили российские производители «Ракета» и «Константин Чайкин».
Эстетическая подчиненность
В результате на целую неделю Женева превратилась в центр притяжения для ценителей часов со всего мира. А их оказалось немало. Если в 2022 году Watches&Wonders посетили 22 000 человек, то в этом году цифра удвоилась: на салон приехало 43 000 посетителей из 125 стран. И если первые пять дней попасть на выставку можно было только по приглашениям, то в выходные двери Palexpo открылись для всех желающих. На фоне стремительно растущего часового рынка, быстро оправившегося от пандемии и локдаунов (в 2022 году оборот швейцарского экспорта составил 24,8 миллиарда франков), очевидно, что все прогнозы о падении популярности классической наручной механики оказались, мягко говоря, преждевременными.
Людей по-прежнему очаровывают традиционные часы. Не обязательно роскошные, сияющие золотом и драгоценными камнями, главное, чтобы в них была интеллектуальная идея и ее элегантное воплощение. Нелепо говорить о какой-то конкуренции с «умными» аксессуарами и телефонами.
Ведь дело уже давно не в точности, функциональности или даже гипотетическом измерении времени. Ответить на вопрос, почему часовая механика настолько популярна, можно, вспомнив цитату из романа «Мы» Евгения Замятина. «Почему танец красив? Ответ: потому что это несвободное движение, потому что весь глубокий смысл танца именно в абсолютной, эстетической подчиненности, идеальной несвободе».
Глубокий смысл часового механизма — в еще большей несвободе, полном подчинении движения слаженных элементов человеческому замыслу. Сложная система колес, баланса, реек и кулачков контролирует удалую веселость заводной пружины, превращая ее свободную энергию в тщательно продуманный танец стрелок и индикаторов.
И этот «танец» каждый может легко наблюдать собственными глазами, благо часовые механизмы последних лет становятся все более открытыми не только со стороны задней крышки, но и потеснив традиционный циферблат. Можно любоваться мерным вращением каретки турбийона, нажатием кнопки запускать и останавливать хронограф, наслаждаться другими механическими аттракционами.
В целом, можно сказать, что «эстетическая подчиненность» и определяет главные тренды современной наручной механики. Это и демонстрируют премьеры Watches&Wonders 2023 года.
Лихо закручено
Среди «больших усложнений» наиболее популярным по-прежнему остается турбийон, и вряд ли кто-то всерьез сместит его с пьедестала. Пусть многие владельцы часов и не понимают, как эта штука толком работает, но сам вид баланса, не просто пульсирующего, а еще и вращающегося по окружности обычно со скоростью оборот в минуту, оказывает гипнотическое действие.
Поскольку турбийон является, как правило, центральным действующим лицом механизма, то разработчики стараются привлечь к нему как можно больше внимания, расчистив поле от других усложнений или индикаторов.
Пожалуй, наиболее яркое выражение этого тренда можно увидеть в премьере Hublot MP-13 Tourbillon Bi-Axis Retrograde. Интересно, что это первый раз, когда мануфактура из Ньона представила сочетание двухосного турбийона с ретроградной индикацией. Чтобы часовая и минутная стрелки вовсе не загораживали панорамный «вихрь» у отметки «6 часов», а пройдя полукруг до конца разметки, мгновенно возвращались в начальную точку, потребовалось разработать сложнейший калибр HUB6200 с ручным заводом. Примечательно, что, несмотря на наличие таких двух энергозатратных модулей, как турбийон и двойной ретроград, его запас хода составляет 96 часов. Модель в титановом корпусе диаметром 44 мм выпущена ограниченным тиражом 50 экземпляров.
Похожее дизайнерское решение представлено и в новой модели Linear Series 2 от бренда Hautlence, решительно вернувшегося из небытия. Коллекционерам часы марки знакомы по характерному корпусу «телевизору» и необычной ретроградной индикации (а также, может, по забавным «игровым» моделям, вообще не показывающим время, но позволяющим коротать его за наручным «лабиринтом» или «пинболом»). Теперь же Hautlence представил серьезную механику. В калибре D50, созданном на базе турбийона HMC 804 от H.Moser, присутствуют сразу два ретрограда: арочный минутный и линейный часовой, разработанные Жаном-Марком Видеррехтом и его ателье Agenhor.
Бренд Jaeger-LeCoultre, посвятивший этот год самой известной коллекции прямоугольных часов Reverso, в честь 30-летия со дня выпуска своего первого мануфактурного турбийона представил Tribute Duoface Tourbillon в переворачивающемся золотом корпусе. Каретка турбийона здесь прекрасно видна с обеих сторон двустороннего циферблата — чтобы создать такой панорамный вид у нового калибра 847 с запасом хода 38 часов, мастера полностью избавились от мостов, закрепив ее на периферических подшипниках.
Пожалуй, единственная конструкция, которая может соперничать по зрелищности с турбийоном, — это невероятный Freak, придуманный в 2001 году доктором Людвигом Охслином для Ulysse Nardin. Особенность его конструкции такова, что сам механизм, выстроившийся в линию на минутной стрелке, совершает полный оборот вокруг циферблата, вращаясь вместе с кремниевым балансом, расположенным на противовесе. В 2023 году руководство мануфактуры решило, что надо как следует обновить свое главное изобретение, и вообще не стало представлять других новинок, зато выпустило сразу три «фрика»: классический Freak One, наследующий оригинальной модели, но с более эффективной системой подзавода в виде «гриндера» вместо классического ротора, облегченный Freak X и впервые представленный в прошлом году Freak S с двумя синхронизированными балансами.
Турбийоны все активнее проникают в категорию дамских часов. Естественно, в богатом ювелирном исполнении. И правильно, при чем тут ложная скромность? В новой капсульной коллекции Interstellar, посвященной научной фантастике, дом Chanel представил новый J12 Diamond Tourbillon Watch Caliber 5 в корпусе диаметром 38 мм. Хотя премьера самого механизма Caliber 5 с парящим турбийоном состоялась еще в прошлом году, теперь он облачился в корпус из белой керамики с бриллиантовой инкрустацией (огромный солитер украшает саму каретку турбийона). Вариация этого механизма впервые появилась также в мужской коллекции Monsieur в корпусе из черной керамики с циферблатом из метеорита. Вместо бриллианта каретка отмечена эмблемой льва — зодиакальным знаком Коко Шанель.