
Культурная среда регионов
Все дороги ведут в современную культурную среду
Россияне все чаще открывают для себя новые малые города, регионы или направления внутри страны. Количество туристических поездок по России выросло с 59,45 миллиона в 2022 году до 74,03 миллиона в 2024 году — рост составил 24,5%. Прогноз на 2025 год — 98,2 миллиона человек. Все это приводит не только к росту государственных вложений в инфраструктуру, новые проекты и объекты во всех регионах РФ, но и к росту частных инвестиций: открываются новые гостиницы, рестораны и кафе, формируется обновленный культурный и городской ландшафт.
Синергия всех вложений в развитие территорий в ряде случаев приводит к обновлению или даже формированию самобытной культурной среды, где-то, напротив, культурная инициатива становится причиной инвестиций и выступает драйвером изменений — не только культурных, но и экономических.
Так, например, арт-парк «Никола-Ленивец», который располагается вокруг одноименной деревни в Калужской области, начался как инициатива нескольких художников, поселившихся в деревне. Это вылилось в ежегодный фестиваль современного искусства и архитектуры «Архстояние», а затем и в создание целого кластера гостевой инфраструктуры благодаря частным инвестициям. Сейчас к развитию данного района подключилось государство: например, была обновлена трасса, ведущая в арт-парк. В итоге мы получили место, главной причиной для посещения которого является созданная культурная среда.
Другой пример — Альметьевск — город в Республике Татарстан, нефтяная столица и месторасположение головного офиса компании «Татнефть». Программа инфраструктурного развития помогла сделать его привлекательным для местных жителей и гостей. В рамках этой инициативы, например, Институт исследования стрит-арта запустил паблик-арт-программу «Сказки о золотых яблоках» — так в городе появилось 30 муралов и в целом более 40 арт-объектов. Сюжетом для них послужили татарские сказки и исторические события, осмысленные художниками со всего мира.
Одна из работ — мурал «Госпожа гусыня» — символ женского начала в татарской культуре, прежде никогда не изображавшийся таким образом. Другой мурал «Без контакта», расположенный на гипермаркете, отсылает к истории Альметьевской ярмарки как к месту встреч в прошлом — здесь изображены сцены народного быта с героями, одинаково возможные как в прошлом, так и в настоящем, выполненные в современной технике «глитч».
Альметьевск — это пример, когда культурная среда стала развиваться вследствие инфраструктурных изменений. Здесь работают одна из лучших в России система велодорожек, большой скейт-парк с арт-объектами, а также пространство для художников и единомышленников «Открытые мастерские».
Другой пример региона, который также развивает культурный ландшафт, — Салехард. В городе работает музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского, который служит фундаментом, пожалуй, всей культуры Ямала. В 2020 году была создана арт-резиденция «Полярис», работающая проводником современной культуры в регионе. На ее базе в 2024 году прошла первая Ямальская биеннале современного искусства, где приглашенные художники показали историческую и культурную уникальность региона.
Например, инсталляция «Сигнал» Анны Червонной теперь украшает фасад ионосферной станции, превратив здание в круглосуточный арт-объект. Масштабная роспись — а это более 200 квадратных метров — визуализирует данные исследований полярного сияния. Проект посвящен работнице станции Раисе Сухановой, изучавшей это явление в Салехарде более 50 лет. Подобные проекты формируют новый культурный ландшафт и делают Салехард привлекательнее для местных жителей и туристов.
Тула
Тула — еще один яркий пример города, который, не являясь ни столицей, ни городом-миллионником, попадает во все музейные рейтинги. Прежде всего это произошло благодаря тому, что в региональном центре появился Музейный квартал.
В 2017 году началась масштабная реконструкция улицы Металлистов, в ходе которой были отреставрированы здания, модернизированы коммуникации, высажены деревья и кустарники, установлено 800 светильников. О том, какая колоссальная работа стоит за обустройством и поддержанием городского хозяйства, можно узнать в Музее городского хозяйства Москвы на ВДНХ. Все эти работы были проведены к 500-летию Тульского кремля, тогда же открыли Музейный квартал.
Сегодня на улице Металлистов можно посетить научный центр «Археология и реставрация» и музей-лабораторию «Археология» Государственного музея-заповедника «Куликово поле», филиал Государственного исторического музея, впервые открытый вне столицы, Центр семейной истории — филиал Музея-заповедника В. Д. Поленова и многое другое. Но особенно хочется выделить проект Тульского историко-архитектурного музея с загадочным названием «Нимфозориум» (читать его манифест — отдельное удовольствие), экспозиция которого выстроена вокруг художественного произведения «Левша». Выставка предполагает изучение и интерпретацию текста Николая Лескова средствами современной культуры, приглашение зрителя к тщательному его прочтению и непредвзятым размышлениям о замысле.
Культурно-выставочный комплекс «Л. Н. Т.» — представительство музея-усадьбы «Ясная Поляна», открытое к 100-летию музея. Это пример хорошего современного комплексного подхода к проектированию функционала пространства: здесь работает туристско-информационный центр с небольшой экспозицией и возможностью проведения мероприятий, проходное пространство холла знакомит посетителей с историей тульского транспорта, а постоянная интерактивная экспозиция «Мой адрес всегда: Тула» рассматривает историю города через разные тематические слои — «Медицина», «Торговля», «Госслужба», «Искусство» и т. д. В каждой из 12 тем представлен фасад ключевого здания. Он наполнен предметами, текстами и объектами, связанными с именем Льва Толстого.
При выставочном комплексе открылся магазин сувениров «Пьер» и литературное кафе «Стива», в котором подают литературные обеды по мотивам блюд из романа «Анна Каренина» и приглашают на исторические чаепития с дегустацией пирога «Анке» по семейному рецепту Толстых. На таких примерах видно, как бизнес совершенно органично продолжил линию, заданную филиалом «Ясной Поляны». От такой синергии выигрывают абсолютно все участники этого процесса: музей, бизнес, город, а самое главное — посетители.
На пару лет раньше музейного квартала в Туле открыли творческий индустриальный кластер «Октава» с «Музеем станка» и городское пространство «Искра», где есть различные кафе, рестораны, магазины и прочие места досуга. Все они также находятся в историческом центре города. В итоге — увеличение туристического потока и развитие культуры, в том числе гастрономической.
Например, в Туле уже четыре года проходит историко-гастрономический фестиваль «Левшинский обед», поддерживающий традиции русской кухни на основе рецептов из книги «Русская поварня» тульского литератора, ученого-энциклопедиста и кулинара Василия Левшина, жившего в конце XVIII — начале XIX веков. Шеф-повара 19 ресторанов и кафе Тулы и области предлагают на время фестиваля современные интерпретации блюд по историческим рецептам.
Крапивна
Крапивна — старинное село в Тульской области, в котором по состоянию на 1 июня 2025 года проживает 910 человек. Однако здесь удивительная концентрация музеев: два филиала музея-усадьбы «Ясная Поляна» — Крапивенский музей и Музей земства, а также Музей русского и современного искусства в доме купца Прянчикова и выставочный зал в доме купца Астафьева XIX века, относящиеся к Тульскому музейному объединению. Почему так получилось?
Дело в том, что Крапивна — это старинное село, которое оказалось включено в список федеральных объектов культурного наследия благодаря усилиям музея-усадьбы «Ясная Поляна» (село связано с жизнью Льва Толстого). Здесь писатель работал мировым посредником, занимался земскими вопросами, служил почетным судьей и способствовал развитию местного образования. Именно Крапивну можно считать тем самым символическим уездным городом N, в истории которого видна не только судьба земского самоуправления, но и в целом судьба России.
Новый период в жизни Крапивны начался несколько лет назад, когда произошла череда реставраций исторических зданий, а их тут сохранилось немало. Может звучать странно, но сохранение аутентичной городской топологии с регулярной планировкой — заслуга годов забвения.