Разворот над Мурманском. Как увидеть северное сияние, не вставая с кресла
«Охотиться» на северное сияние можно не только с заснеженных пустошей Заполярья, но и с воздуха. Правда, для того, чтобы не полагаться на случайную встречу, а целенаправленно выслеживать природное явление, стоит арендовать самолет. «Сноб» отправился в путешествие над Мурманской областью на самолете Superjet 100 полностью с бизнес-компоновкой, чтобы увидеть в иллюминаторе знаменитое свечение и понять, насколько это хорошая идея — кружить в небе в поисках северного сияния
Северное сияние — относительно редкое природное явление, которое случается, когда заряженные частицы солнечного ветра достигают Земли и вступают в контакт с верхними слоями атмосферы. Чтобы увидеть яркое свечение в ночном небе, кроме активности Солнца, важны еще пара условий: ясная, безоблачная погода и продолжительная темная часть суток, поэтому лучше всего для наблюдений подходит период с сентября по март. Также имеет значение место: проще всего «охотиться» на северное сияние у магнитных полюсов Земли — в Заполярье. В России оно занимает примерно четвертую часть территории. Пробовать «поймать» полярное сияние стоит в Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае, республиках Саха, Карелия и Коми, на Чукотке, в Архангельской или Мурманской областях.
Целью полета, который 7 декабря провела компания Red Wings, как раз стала Мурманская область. По задумке организаторов, самолет с 52 пассажирами на борту вылетает из Москвы, долетает до Мурманска, делает большую петлю над городом в поисках северного сияния и, не приземляясь, отправляется обратно в столицу. Так авиаперевозчик презентует новый сервис компании — возможность арендовать самолет бизнес-класса.
Superjet 100 в компоновке full-business вылетает из аэропорта «Внуково–3». Предназначенный для аренды борт — самолет Red Wings Special Series. Его фюзеляж не отличается от классической модели производителя Superjet 100, разница лишь в том, что 100 мест эконом-класса в этой версии российского лайнера заменили на 52 бизнес-кресла. Организация салона в целом напоминает привычные рейсовые самолеты, но детали все же выдают более высокий класс обслуживания: четыре кресла вместо пяти в каждом ряду, кожаные сиденья, индивидуальные планшеты заменяют мультимедиа-панели в спинках кресел, уровень обслуживания всех пассажиров — бизнес.
На дебютном рейсе среди пассажиров собрались журналисты, блогеры, сотрудники и партнеры компании. Александр Смоляк — авиаблогер, автор ютьюб-канала «Авиация в деталях» и организатор авиаперелетов на самолетах частной авиации, высоко оценивает идею модернизации самолета Superjet 100 в бизнес-борт на 52 места. Блогер отмечает, что сейчас это единственный подобный самолет российского производства, хотя сама идея не нова — аналогичные модели есть у Boeing и Airbus. «У российских авиаперевозчиков есть несколько аналогичных самолетов зарубежного производства, но из-за рисков возможного ареста при полетах за рубеж использовать их проблематично, поэтому Superjet 100 Red Wings Special Series — уникальный в своем роде». Блогер отмечает, что такой самолет хорошо подошел бы для организации корпоратива или свадьбы, когда все летят в одинаковых креслах и никто не чувствует различий в обслуживании, но основное его использование он видит под чартерные перевозки — как коммерческие, так и государственные.
Руководитель направления бизнес-авиации компании Red Wings Ян Бливернец рассказывает: «Мы видим основную ценность этого сервиса в организации корпоративных выездов, тимбилдингов, перевозки спортивных команд. Также это очень удобно для перевозки делегаций».
Спустя примерно три часа пути капитан объявляет, что наша «охота» на северное сияние увенчалась успехом — и справа по борту, над Мурманском, можно увидеть знаменитое природное явление. После выключения света в салоне в ночном небе действительно заметны слабо различимые разводы зеленого цвета, которые можно спутать с дымкой или туманом. Вживую сияние здорово уступает картинке в голове, но пассажиры все равно довольны. Здорово подогревает общую радость то, что, удивительным образом, на фотографиях с выдержкой северное сияние получается в разы эффектнее, чем вживую, и выглядит как мощное зеленоватое свечение на всем небе.
Старший научный сотрудник Института космических исследований РАН Александр Чернышев, участвующий в полете в качестве эксперта, отмечает, что качественная фототехника всегда фиксирует северное сияние куда лучше, чем человеческий глаз. По словам ученого, сегодня регистрировали не самую высокую активность Солнца, поэтому наблюдение даже относительно несильного свечения в небе можно считать удачей.
На обратном пути, после разворота в воздухе над Мурманском, салон самолета начинает больше напоминать длинный бар, со специфичной рассадкой гостей: люди с бокалами переходят от кресла к креслу, общаются в проходе, меняются местами, чтобы поделиться впечатлениями. Полет, очевидно, стал для всех участников хорошим развлечением и сам по себе выступил удачной возможностью для времяпровождения в приятной компании.