Свадьба

 Свадьба в Тынде, 1974 год
Фото: Маршани / РИА Новости
 Свадьба в Тынде, 1974 год

Сколько семей было создано во время строительства Байкало-Амурской магистрали, точно неизвестно. По некоторым оценкам, только в Тынде (неофициальная столица БАМа) в год регистрировали примерно 500–600 браков. «Бамовцев» объединяли и сближали не только соседство и совместный досуг, но и общие трудности. Несмотря на то, что подходящих условий для торжеств на стройке не было, свадьбы, по воспоминаниям гостей, проходили шумно и весело. Девушки передавали друг другу «по наследству» свадебные платья. На церемонии в ЗАГС ездили на украшенных шариками самосвалах «Магирус», отмечали — прямо в общежитиях.

Дети

Дочь строителя БАМа на уроке, город Тында, 1979 год
Фото: Виктор Мариковский / ТАСС
Дочь строителя БАМа на уроке, город Тында, 1979 год

За первые три года стройки на БАМе родилось больше 21 тысячи детей. Поначалу условий для жизни с ними не было вовсе — и молодые семьи старались перебраться «поближе к цивилизации». Постепенно качество жизни «бамовцев» улучшалось: общежития ремонтировали, перебоев с товарами практически не было. Но оставаться на БАМе с детьми было сложно: пока родители работали, сидеть с ними было некому. Чтобы удержать рабочих, на БАМе начали строить детские сады — к 1979-му их было уже больше 30.

Коренные народы

Оленевод Галина Павлова, Читинская область РСФСР (сейчас — Забайкальский край), 1976 год
Фото: Григорий Калачьян / ТАСС
Оленевод Галина Павлова, Читинская область РСФСР (сейчас — Забайкальский край), 1976 год

В 1971–1972 годах социологи проводили опрос коренного населения поселков, рядом с которыми собирались прокладывать магистраль. Респондентов — ими стали более 25 тысяч нанайцев, эвенков, удэгейцев, нивхов, ульчей и негидальцев — спрашивали, как они относятся к планам по строительству железной дороги. Как пишут антропологи и исследователи БАМа, примерно две трети участников опроса ожидали, что условия их жизни благодаря стройке улучшатся: сначала появятся дополнительные рабочие места, потом можно будет быстро добираться из города в город. Опасалось коренное население БАМа разве что негативного влияния масштабного строительства на природу. Оправдались ли надежды и страхи респондентов, сказать сложно: подобных опросов больше не проводилось, нанесенный тайге ущерб системно не оценивался.

Столица

Сквер в городе Тында, 1990 год
Фото: Владимир Саяпин / ТАСС
Сквер в городе Тында, 1990 год

Неофициальной столицей БАМа считается Тында — город, разделяющий магистраль на две примерно равные части: восточную и западную. Именно здесь поначалу селились строители. Название Тында с эвенкийского языка можно перевести как «место, где пасут оленей». И хотя «северным» сельским хозяйством там действительно занимались, в конце XX века город воспринимался скорее как важная точка на торговом маршруте. Вплоть до 1991 года население Тынды росло, однако после распада СССР люди стали уезжать: если в конце 80-х в городе жило 65 тысяч, то сегодня — около 30.

Природа

Медведь переходит железнодорожное полотно, район станции Тайшет, 1976 год
Фото: Михаил Минеев / ТАСС
Медведь переходит железнодорожное полотно, район станции Тайшет, 1976 год

В своих воспоминаниях «бамовцы» часто пишут о тайге, где разворачивался инфраструктурный проект. С рассказов о «могучей силе» природы и комсомольцах — ее покорителях часто начинались репортажи о БАМе. Впрочем, сами строители в письмах родным, невольно разрушая придуманную журналистами метафору, «северным лесом» в основном восхищались. Большое впечатление на городских жителей производили горячие источники. Вообще, за романтикой тайги многие и ехали на БАМ — а потом из-за нее же остались там жить и после окончания стройки.

Культурная жизнь

Советский поэт Евгений Евтушенко выступает перед строителями БАМа, 1977 год
Фото: Александр Князев / ТАСС
Советский поэт Евгений Евтушенко выступает перед строителями БАМа, 1977 год

Культурная жизнь на БАМе была насыщенной — поддерживать комсомольцев-строителей приезжали знаменитости: от олимпийских чемпионов до космонавтов. Каждое лето в Тынде проходил фестиваль «Огни магистрали», в котором в разные годы участвовали, например, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валентина Толкунова. Встречались «бамовцы» и с композитором Микаэлом Таривердиевым, и с популярными тогда «Самоцветами». В первые годы гостям БАМа приходилось выступать на открытой площадке прямо рядом со стройкой, позже концерты проходили в только что открытых клубах и домах культуры. Пожалуй, самым необычным было выступление американского исполнителя Дина Рида — в 1979 году он пел, стоя на крыше движущегося по БАМу поезда.

105-й номер «Сноба» продается в интернет-магазинах Ozon и Wildberries, а также в «Азбуке вкуса», «Глобус Гурмэ», Spar и других сетях. Полистать журнал или забрать с собой можно на Хлебозаводе, в Sartoria Lamberti, Палатах Толстого и арт-магазине CUBE.