50 отличных фильмов, которые можно посмотреть, не сходя с места
По-моему, это самое важное начинание «культурного» раздела на «Снобе» — проект, посвященный исключительности молодости и творчеству, панорама будущего, возможность непосредственно взглянуть на актуальный кинопроцесс и первыми узнать самые важные имена героев завтрашнего дня. В «Кино на Снобе» участвуют фильмы всех направлений — игровые, документальные, анимационные. Вот каталог первого и точно не последнего года.
Игровое кино
1. «Ведьма»
Режиссерский дебют актера Артема Семакина с Александром Яценко в главной роли: мистика рифмуется с любовью, древний город Киев — с колдовским омутом.
2. «Гурбан»
Драма Анара Аббасова — путешествие в Азербайджан, к святой горе, в мир легенд и ритуалов, живых и в наше, на первый взгляд, сугубо материалистическое время.
Драма Владимира Сорокина, полного тезки писателя, — остросюжетная авторская рефлексия. Самоидентификация, принадлежность очередному «потерянному» поколению, боязнь (и болезнь) любви — темы хитро придуманного ложного детектива об исчезновении режиссера Владимира Сорокина. В небольшой, но все-таки заглавной роли — певица и актриса Ян Гэ.
4. «Дорога на»
Матерная комедия Таисии Игуменцевой — победитель Каннского кинофестиваля (в секции студенческих работ Cinefondation). Вряд ли зарубежные эксперты полностью оценили лексическое своеобразие «Дороги», но против возбуждающей смеси гротеска и лирики устоять не смогли. В главных ролях — бывшие однокурсники, артисты «Студии театрального искусства» Сергей Аброскин и Анна Рудь; с другими участниками представить эту историю невозможно. В прошлом году во внеконкурсной программе Канна и в широком российском прокате побывал уже полнометражный дебют Игуменцевой — синефильская «деревенская» комедия «Отдать концы», своего рода «Любовь и голуби» для поколения, выросшего на Мишеле Гондри.
Динамичная драма Рустама Ильясова — попытка схватить за хвост верткую реальность, слишком похожую на рекламную увертку. Фильм-победитель ММКФ. В главной роли — Алексей Вертков.
Криминальная драма Александры Лихачевой — портрет юной красавицы-убийцы. Героиню зовут так же, как исполнительницу главной роли, только в настоящей жизни гражданка Креналинова никого не убивала.
Семейная комедия актрис Екатерины и Дарьи Носик — очень личная, о любви и ненависти как крепких сестринских узах.
8. «На медведя»
Эталонное молодежное кино Елены Гусевой — по нежному возрасту героев, легкости режиссерского письма, использующего продвинутые мобильные технологии, и беззаботной игре с традиционно молодежными жанрами — хоррора, ромкома и поколенческого манифеста.
9. «Новые приключения Коня-людоеда»
Киношутка Михаила Шаповалова — почти продолжение клипа на песню группы «Кирпичи» про Коня-людоеда. Let’s rock!
10. «Норма жизни»
Драма Евгения Бяло — о смерти, придающей мучительное благородство самой никчемной жизни. Участник официальной программы Каннского кинофестиваля Cinéfondation и лауреат «Кинотавра».
11. «Огонь, вода и медные трубы»
Научно-фантастическая комедия Игоря Короткого — самый фольклорный, самый «русско-народный» вариант иноземного жанра sci fi. И гимн человеческой фантазии.
12. «Опасная зона»
Авторский анекдот Аксиньи Гог. — о суке-любви. С Евгением Цыгановым в главной роли.
13. «Опасность полного исчезновения»
Драма Константина Колесова с артистом «Седьмой студии» Филиппом Авдеевым в главной роли — нервная и страстная проекция частного конфликта отца и сына на вечный молодежный бунт.
14. «Первый день»
Мистическая мелодрама Владимира Бека, самого молодого участника проекта.
Драма Филиппа Юрьева — об отцах и детях в неожиданном, романтичном и меланхоличном ракурсе. Любовь к героям и ландшафту роднит Юрьева с Вимом Вендерсом. «Песня» стала редким российским фильмом, попавшим в официальную программу фестиваля «Санденс».
Драма Анны Сарухановой — о столкновении невинности и опыта. В главной роли — артист «Седьмой студии» Александр Горчилин.
17. «Проверка»
Драма Галы Сухановой — «голодные игры» по-русски: никакого гламура, только боль при встрече социальных работников и маленькой девочки, привязанной к своей непутевой мамаше.
18. «Происшествие»
Смелая социальная драма — режиссерский дебют популярного актера Кирилла Плетнева. Один из самых значительных фильмов, не стесняющийся морально-этической проблематики. Выдающийся актерский дуэт Яны Сексте и Дмитрия Муляра.
19. «Расфокусин»
Фантастическая комедия Оксаны Михеевой с Александром Яценко и Екатериной Щегловой в главных ролях.
Дьявольский мюзикл Алексея Белякова опирается на британские детские вирши в переводе Самуила Маршака. На мой вкус, самый смешной фильм в проекте. Да и вообще один из самых смешных — в истории и российского, и британского кино.
21. «Рыбалка»
В триллере Роберта Дэфа компания столичных хлыщей и их спутниц модельной внешности совершает «поворот не туда» — застревает где-то среди населенных ментами и бандитами российских просторов. Ничего, собственно, страшного в течение следующих 30 минут не происходит, но атмосфере тревоги и саспенсу может позавидовать любой голливудский спец. В ролях — эффектный дебютант Никита Волков, Равшана Куркова и наша коллега-журналист Екатерина Комолова.
Киноклип Натальи Меркуловой, сорежиссера «Интимных мест».
23. «Ужин»
Фантастический гротеск Александра Евсеева, выполненный с редкой для студенческой работы технической изощренностью.
24. «Чиппендейл»
Нравоучительная комедия Камилы Сафиной переносит новеллу Роальда Даля в наше время и нашу страну. В главной роли — Виктор Сухоруков.
25. «Шиповник»
Драма Нигины Сайфуллаевой, вдохновленная первой девической любовью, свободой кровных браков и бессмертными строчками Андрея Вознесенского из «Юноны и Авось»: «Белый шиповник, страсти виновник, разум отнять готов...».
26. «Шнырь»
Живописная драма Виталия Суслина — о первой любви на фоне разомлевшего под летним солнцем Черноземья. Врач по первому образованию, Суслин оказался тонким режиссером-почвенником — в самом хорошем смысле слова.
27. «Щелчок»
Фантастический триллер Вадима Ватагина с Юрием Цурило — почти что русский Филипп К. Дик.
28. GQ
Мистический полутриллер-полуанекдот — режиссерский дебют актера Андрея Мерзликина с Константином Юшкевичем в главной роли.
Документальное кино
29. «Алехин»
Фильм переквалифицировавшегося в режиссеры-документалисты актера Дмитрия Кубасова — честное, откровенное и буйное жизнеописание нового русского поэта, влюбленного в девушку Оксану, крепкий алкоголь и искусство.
30. «Бронский»
Биографическая драма Константина Селина — русское «Общество мертвого поэта», неприкаянное и смурное. Инициатором рассказа о жизни и трагической судьбе писателя Александра Бронского стала Любовь Аркус, влиятельный петербургский киновед, книгоиздатель и режиссер.
31. «Быть»
Драма Сергея Урываева — погружение в пугающий и завораживающий мир больницы, где и врачи, и пациенты накоротке со смертью.
32. «Всех, кого люблю, возьму с собой»
Непридуманная трагикомедия Григория Рябушева — посвящение тем, кто решился свалить из страны, поднимающейся с колен.
33. «Вуди до Аллена»
Неигровая комедия Марии Васюковой — с участием живого Вуди Аллена, не устоявшего перед чарами русского режиссера.
Эксперимент Дмитрия Степанова, выпускника авторских курсов дуэта ПРОВМЫЗА «Вольные просторы», — образец абсолютной режиссерской свободы, уничтожающей грань между реальностью и сказкой. Внимательное бытописательское кино оборачивается чистой психоделикой. Причем без спецэффектов и прочей синтетики.
35. «Дом у дороги»
Фильм Алексея Жирякова — на первый взгляд, бесстрастное, но очень неравнодушное к героям наблюдение за жизнью одной вроде бы неблагополучной, но счастливой семьи.
36. «Пианизм»
Лирическая кинохроника Ивана И. Твердовского. Этот режиссер — виртуозный трикстер, где у него документ, а где чистый вымысел, не сразу разберешь (попались даже организаторы «Артдокфеста», включившие в программу лишь прикидывавшийся документальным «Собачий кайф»). В прошлом году Твердовский закончил полнометражный игровой дебют — «Класс коррекции» с артистами «Седьмой студии» Марией Поезжаевой и Филиппом Авдеевым в главных ролях, тоже снятый «под документ». Но «Пианизм» все же документ настоящий — о музыканте Сергее Мусаеляне.
37. «Чижики»
Камерная драма Никиты Иконникова — о пожилых, но не утративших жажды жизни супругах со смешной птичьей фамилией. По-настоящему трогательное кино, не стремящееся вызвать умиление или иное отдающее фальшью «доброе» чувство.
38. «Я здесь»
Стихийная кинопоэма Марии Поприцак — стопроцентно художественное кино, выполненное средствами кино неигрового.
39. Lost Boys
Фильм Варвары Обросовой — мозаичный и стереоскопичный портрет тех, кто не просто выжил, но вырос в 1990-е. На фестивале «Послание к человеку» признан лучшим дебютом.
40. Nice
Комедия Валентины Булаевой с невероятным героем — чувствительным милиционером, сочиняющем светлые стихи под хмурым петербургским небом.
Мультфильмы
41. «Дождь идет»
Более чем серьезный и взрослый мультфильм Анны Шепиловой — о мире и войне. Войне конкретной, Великой отечественной.
Экранизация японской сказки, осуществленная Викторией Спирягиной — при помощи настоящего артиста-оборотня Виктора Сухорукова.
43. «Костя»
«Буги на костях» Антона Дьякова — черная-пречерная, но очень позитивная история ожившего скелета.
Анимационное стихотворение Дины Великовской о людях и ветре.
Красивая анимационная абстракция Юлии Ароновой.
46. «Обида»
Фильм Анны Будановой — микс из хоррор-гофманианы и советской эстетики.
«Доисторическая» комедия Владимира Данилова — об относительности прогресса и абсолюте кровного родства.
48. «Пишто уезжает»
Ностальгическая в самом прямом смысле — то бишь пропитанная тоской и любовью к деревенской родине — сказка.
49. «При выходе не забывайте свои вещи»
Печальное кино Нины Бисяриной о детях и их любимых игрушках.
50. «Умба-Умба»
Черно-белая и просто черная комедия Константина Бриллиантова — о шахтерах, которые, кажется, впервые за всю историю анимации стали героями мультика.