Антон Сазонов /

Кино на «Снобе»: трагикомедия про родню, любовь и судьбу «Чижики»

Спецпроект, посвященный лучшим фильмам молодых режиссеров,  продолжает документальная картина Никиты Иконникова. В объективе только пожилая супружеская пара — и весь огромный мир, история страны, история семьи

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
+T -
Поделиться:

Никите Иконникову 23 года. Он учился в МГАХУ 1905 года на графике, затем поступил во ВГИК, в мастерскую Алексея Учителя. «А вообще, многому у отца научился, он был уникальный человек», — говорит Никита. На режиссера он пока только учится, но достижения уже налицо: в «Чижиках» Иконников честно и нежно снимает своих дальних родственников, обладателей милой птичьей фамилии. Тема же картины универсальна — любовь. Минувшей осенью фильм участвовал в фестивале «Послание к человеку»: «Выиграл там маленький спецприз». Онлайн-премьера — у нас.

Скажи мне, кто твой мастер... Мне очень повезло, что я учусь именно у Алексея Ефимовича Учителя. Часто бывает, мастер вольно или невольно навязывает свое видение студентам, забивая на их индивидуальность. У нас в мастерской хотя и есть единый вектор движения, но каждый в нем развивается по-своему и ищет себя сам. Это здорово. 

Что за птицы? Чижики — мои родственники по отцовской линии. До этого я их практически не видел. Хотел познакомиться. Но, как только познакомился поближе, понял, что их нельзя не снимать. Случайно, в общем, все вот так совпало. 

Со стороны виднее. Илья Чижик не видел мой фильм. Вера видела только часть фильма, я показывал ей что-то в процессе съемок. Целиком фильм смотрела только их дочь, Мария. Она восприняла фильм критически. Картина показалась ей очень мрачной. Так часто бывает.

Замыслил я побег. Я скорее не поддерживаю отношения с героями после окончания съемок, чем поддерживаю. Много беготни у меня... Но это, наверное, отговорка — что-то меня останавливает от встречи с Верой. Чувствую, что был не во всем честен с ними во время съемок. Но для меня это кино в первую очередь о ценности любви. Мне близки и интересны люди, которых я снимал. Отталкивался я все время только от них.

«Стена, любезная стена». Сложнее всего режиссеру-документалисту научиться быть незаметным. Ты должен стать стенкой, такой скрытой камерой. Мне было важно сохранить интимность истории и полностью убрать себя из повествования. Я вообще не люблю «открытую» документалистику.

Учительская оценка. Реакции Учителя на фильм уже и не упомнить. Поскольку работа над фильмом ведется на протяжении полугода, говорится много всего в процессе. Герои и стиль съемки были восприняты хорошо.

На кого ориентироваться? Проблема в современной российской документалистике та же, что и у игрового кино: нет индустрии и нормального проката. И не сформирован интерес к документальному кино у зрителя. Хотя, на мой взгляд, наша документалистика сейчас находится на весьма высоком уровне. Чего стоят «Антиподы» Виктора Косаковского. За последний год я посмотрел три потрясающих документальных фильма: «Акт убийства» Джошуа Оппенгеймера, «Цезарь должен умереть» братьев Тавиани и «Да здравствуют антиподы!» Косаковского. Каждый представляет разные направления документалистики, при этом они похожи наличием абсолютно нового авторского решения. В общем, нужно стараться искать новый подход к теме. Тогда будет получаться передовое кино. Вообще, документалист может снимать все. Главное, чтобы это было осознанно.

Почем экранное время? «На десять минут старше» Герца Франка ни одному документалисту нельзя не посмотреть. Этот десятиминутный фильм поможет почувствовать ценность экранного времени.

Тайны старого шкафа. В следующем году я собираюсь снимать игровую короткометражку, основанную на очень занимательной истории, случившейся со мной в детстве. Такой маленький скелет, который мне хотелось бы вытащить из шкафа. Вообще, идеи лучше не выдавать раньше времени, а в плане документалистики — не нужно раскрывать раньше времени своих героев.

Другие фильмы проекта:

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].