«Автомобиль как предмет искусства». Художник Антон Бунденко — о коллаборации с EXEED и участии в Cosmoscow
Антон, как давно вы занимаетесь арт-проектами и как вообще попали в сферу искусства?
В прошлом я работал горным мастером и инженером тоннелей и подземных сооружений, строил олимпийские объекты в Сочи. Параллельно занимался фотографией: снимал для журналов, создавал принты. В 2012 году решил полностью посвятить себя творчеству, но на тот момент одной фотографии мне было недостаточно. Хотелось заниматься чем-то более глубоким. В 2015 году я стал работать над видеоперформансами, например с артистом балета, премьером Большого театра Дэвидом Холбергом. Постепенно перформансы на тему многозадачности, исчерпанности, перегруженности современного мира ушли в более технологическую сферу. Так, например, появился проект PREY — про приватность и безопасность в век технологий.
Инженерный бэкграунд как-то помогает вам в творчестве?
Конечно. Проектирование, строительство и эксплуатация мостов, тоннелей, подземных сооружений — сфера, в которой недостаточно просто зубрить. Нужно понимать, что и как функционирует, как все устроено изнутри. Этот навык очень полезен во всех сферах жизни, в искусстве в том числе.
В каком жанре вы работаете?
Мне нравится работать на стыке технологий, искусства и критического, или спекулятивного, дизайна. Как художник, я исследую новые технологии, анализирую, как они могут повлиять на нас в перспективе, и делаю вымышленные футуристические объекты настоящими.
То есть вы — футурист?
Не совсем. Работы футуристов — субъективное представление о будущем. А я стараюсь двигаться по инженерному, лабораторному пути, где есть четкие методологии проверки. Это именно спекулятивный дизайн.
Коллаборация с EXEED — ваш первый опыт работы с автомобильным брендом? Чем она интересна?
Да, с автомобильным брендом я работаю впервые. Здорово, что компания не пыталась повлиять на творческий процесс — это очень ценно для такого рода коллабораций и говорит о высоком уровне доверия к художнику. Я собрал отличную команду, с которой мы разрабатывали концепцию, исследовали исторический контекст, культуру Китая и современные технологии. Вообще, Азия в плане культуры, производственной мощи и развития мне кажется очень интересной.
Расскажите о концепции выставочного стенда. Что лежит в ее основе?
Основная идея выставочного пространства — исследование глобальных процессов в эпоху антропоцена — времени, когда человек оказывает глобальное влияние на мир. По периметру стенда установлены восемь вертикальных многослойных панно размером 160 х 80 см. В их основе весьма распространенный в китайской культуре миф о восьми бессмертных, которые когда-то были людьми, но, достигнув высот в изучении тайн природы и подвижничестве, обрели вечную жизнь. Мы провели параллель с современностью, выбрали восемь направлений, которые формируют нашу реальность уже сейчас — это облака данных, межакторное взаимодействие, климат и природные ресурсы, капитал, социальный граф, TechBio, искусственный интеллект, космос — и отразили их в панно. Созданию картин предшествовал кропотливый сбор и анализ патентов. Мы брали оттуда тексты, смешивали их, обрабатывали в нейросетях и получали изображения, затем собирали в коллажи, покрывали эпоксидной смолой и краской, добавляли фарфоровые элементы. Вся магия раскрывается в виртуальной, дополненной реальности: AR-слои с дополнительной интерактивной информацией о проекте помогают зрителю глубже погрузиться в арт-пространство. Четырехканальная звуковая инсталляция, такая же многослойная, как и сами панно, создает особую атмосферу и делает звучание объемным.
Специально для выставки мы также подготовили книгу, которая состоит из двух частей: в первой описывается хронология моего творческого пути, во второй — выставочный проект EXEED с объяснением его концептуального и тематического оформления. Схема на полу стенда связывает пространство инсталляции и автомобиль.
Сложно ли было вписать рекламную концепцию в выставку современного искусства?
Передо мной не стояла задача спроектировать рекламный стенд. Я занимался созданием произведения искусства. Технологически современный автомобиль EXEED RX занял место в центре инсталляции и гармонично вписался в концепцию выставки.
Для меня важно, что компания поддерживает современных художников и спонсирует выставку. Сам я участвую в Cosmoscow впервые — это мощнейшая ярмарка современного искусства в России. И конечно, приятно, что мне выпал шанс пообщаться с ее кураторами и участниками и самому рассказать о своих проектах.
Беседовала Анна Алексеева
Реклама
Рекламодатель АО «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС»
erid F7NfYUJCUneP3W1iXpYF